Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Обоснование элеатами (Парменид, Зенон) этой необычной идеи
поставило ряд проблем, касающихся свойств пространства, времени
и движения. Из принципа неделимости бытия следовала невозмож-
ность движения тел, так как тело — это часть (фрагмент) мира, а его
движение представляет собой изменение его положения (места) в
пространстве в различные моменты времени. Движение тел невоз-
можно, если неделим мир, неделимо пространство и время. Но это
противоречило наблюдаемым фактам движения тел.
На эти возражения известный древнегреческий философ Зенон от-
ветил рядом контраргументов, получивших название апорий Зенона.
В них доказывалось, что с позиций теоретического разума представле-
ние о движении тел приводит к парадоксам. Например, апория ≪Стре-
ла≫ демонстрировала следующий парадокс: в каждый отдельный мо-
мент времени летящая стрела может быть рассмотрена как покоящаяся
в некоторой точке пространства. Но сумма покоев не дает движения, а
значит, летящая стрела покоится. В этих, на первый взгляд весьма экзотичес-
ких рассуждениях были поставлены проблемы, к которым потом, на
протяжении более двух тысячелетий, не раз возвращалась философ-
ская и научная мысль.важно то, что в философии того времени воз-
никали образцы теоретического рассуждения, которые ориентирова-
лись не столько на очевидности чувственного опыта, сколько на су-
щее, данное разуму. И здесь предпочтение отдавалось как раз
теоретическому размышлению, которое способно выходить за рамки
здравого смысла своего времени, стереотипов, выработанных в систе-
ме ограниченной повседневной практики.
В традиционных обществах Востока такого рода теоретические
функции философии реализовались в урезанном виде. Генерация не-
стандартных представлений о мире в философских системах Индии и
Китая осуществлялась спорадически, совпадая с периодами крупных
социальных катаклизмов (например, период ≪сражающихся царств≫
в Древнем Китае). Но в целом философия тяготела к идеологическим
конструкциям, обслуживающим традицию. Например, конфуциан-
ство и брахманизм были философскими системами, которые одно-
временно выступали и как религиозно-идеологические учения, регу-
лирующие поведение и деятельность людей. Что же касается
Древнего Египта и Вавилона, в которых был накоплен огромный
массив научных знаний и рецептур деятельности, относящихся к эта-
пу преднауки, то в них философское знание в лучшем случае находи-
лось в стадии зарождения. Оно еще не отпочковалось от религиозно-
мифологических систем, которые доминировали в культуре этих
обществ.
Античная философия продемонстрировала, как можно планомер-
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!