Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического понимания истории



К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895)создатели и творцы диалектико-материалистической философии. Эта философия логически следует из главного философского открытия Маркса — материалистического понимания истории (исторического материализма).

Исторический материализм есть распространение материализма на область общественной жизни, на социальный мир, на историю. Суть своих воззрений Маркс наиболее полно и вместе с тем в концентрированной, емкой форме изложил в Предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859 г.), хотя к этим идеям пришел значительно раньше — еще в середине 40-х гг. В общественном производстве своей жизни, писал Маркс, люди вступают в определенные общественные отношения объективно, независимо от своей воли или желания. Эти отношения и составляют основу (базис) общества, над которым «надстраиваются» и государство, и другие политикоюридические образования. Особенно важно понять, что из общественного (материального) производства рождаются все уровни, все формы, все проявления сознания. Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание.

Поэтому человеческая история, подчеркивали Маркс и Энгельс, есть естественно-исторический процесс: ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, т. е. пока достигнутый уровень производственных отношений дает еще возможность развиваться в его лоне материальным производительным силам. Но если производственные отношения уже исчерпали себя, если они тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они будут в корне изменены, перестроены (наступает эпоха социальной революции).

Однако первичность бытия по отношению к сознанию отнюдь не означает принижения роли последнего. Сознание — не пассивное отражение мира, а его могущественный творческий преобразователь. Исторический материализм лишь указывает на конечный источник общественного развития (на диалектику производительных сил и производственных отношений), как и на конечный источник происхождения идей (сознания).

Маркс и Энгельс критически переосмыслили диалектику Гегеля. По их собственному выражению, они поставили ее с «головы» на «ноги», т. е. разрабатывали материалистическую диалектику, подчеркивая ее родство с диалектикой античных материалистов (досократиков и атомистов). Свою философию они рассматривали не как свод готовых истин, а как «руководство к действию», имея в виду под таким «действием» революционное преобразование общества, а главным субъектом антибуржуазной революции считали пролетариат (промышленный рабочий класс). Коммунистическая революция должна завершить собою «предысторию» человечества и открыть, ознаменовать начало подлинной его истории, которая уже не будет знать классовых, а затем и иных (национальных, расовых и пр.) антагонизмов.

На высоких ступенях социального (теперь уже коммунистического) развития произойдет радикальная переоценка общественных ценностей: общественное богатство будет определяться не рабочим временем (как при любом товарном производстве), а временем свободным — остающимся за пределами материального производства, т. е. подлинно человеческим творчеством. Из всех богатств будет главным всестороннее развитие человека.

В XX в. марксистский гуманизм пришел, однако, в острое столкновение с реальной попыткой построить социализм и коммунизм способами тоталитаризма и диктатуры, за что основоположники марксизма ответственности уже нести не могли.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...