Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия Л. Фейербаха (1804—1872) вырастает из двух источников: 1) из критики религии (прежде всего религии христианской) и 2) из критики философского идеализма (в первую очередь — идеализма Гегеля). Оба эти источника близки друг другу: идеализм Гегеля, доказывал Фейербах, это то же христианство, но изложенное философским языком.
Фейербах — материалист и атеист. Все мистерии религии и идеализма, приходил к выводу философ, можно рационально разрешить, если понять, что прообразом и гегелевской Абсолютной идеи, и Бога монотеистических религий является совершенно реальный субъект — человек. (Разумеется, человек — не как индивид, а как родовое понятие, т. е. как человечество.)
Не Бог создал человека, а человек — силой своей фантазии и способностью к абстрактному мышлению — создал, сотворил себе образ Бога, воплотив мысленно в этом образе свои собственные родовые черты и характеристики (взятые к тому же в превосходной степени).
Человек — естественное, природное существо. Но в то же время существо общественное. «Я» не существует без «Ты». Такой взгляд Фейербах называет антропологическим. В человеке нет дуализма тела и души, природа человека едина. Антропология (наука о человеке как естественном существе) объявляется универсальной наукой — в принципе совпадающей с философией. Свои взгляды философ изложил в двух важнейших сочинениях: «Сущности христианства» и в «Лекциях о сущности религии».
Фейербах — последний представитель классической немецкой философии. Созданный им философский портрет человека гуманистичен и оптимистичен. Человек, как существо универсальное, космическое, — высшая ценность. Мыслитель верит в победу разума над слепыми, неразумными силами мира. Вместе с тем антропологическая концепция философа страдает абстрактностью, односторонностью. Главный ее недостаток — созерцательное отношение к миру, на что особое внимание обратил К. Маркс. Фактически вне поля зрения философа осталась практическая (материально-преобразовательная) деятельность человека. Отсюда — внеисторический взгляд его на мир (природный и социальный). Фейербах не понял, не оценил должным образом великое философское открытие Гегеля — диалектику. В философии Фейербаха не нашли своего места новые исторические реалии XIX в.: классовые отношения, политические революции. В своих взглядах на общество мыслитель остался идеалистом.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!