Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время



Главное в этом вопросе — разобраться именно в соотношении названных категорий, в том, каким образом они взаимосвязаны между собой. Идея бытия как трансцендентного Абсолюта рассматривалась в философии идеализма. Материалистическая философия базировала свое учение на признании в качестве единственно истинно сущего бытие природного мира, чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и независимо от человека, т. е. объективно. Если в философии идеализма идея трансцендентного бытия использовалась для обоснования существования чувственного мира, то материалистическая философия признавала этот мир автономным и самодостаточным, не нуждающимся в обосновании. Для его обозначения и была введена категория «материя».

Надо вспомнить, что наиболее общепризнанным в диалектико-материалистической философии считается определение материи, данное В. И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении утверждается существование объективной реальности, т. е. реальности, не зависящей от человека и его сознания. Но трансцендентное бытие также объективно.

Чтобы отличить категорию материи от категории бытия, диалектический материализм очерчивает «границы» объективной реальности: только то, что находится в пределах «нашего поля зрения» (Ф. Энгельс), что является предметом нашего чувственного восприятия, т. е. «отображается нашими ощущениями» (В. И. Ленин), называется объективной реальностью. О том же, что выходит за указанные границы — Бог, Абсолют и т. д., — говорить как об объективной реальности бессмысленно. Ф. Энгельс писал по этому поводу, что «бытие есть вообще открытый вопрос с той границы, где прекращается наше поле зрения». Что же касается трансцендентного абсолютного бытия, существующего вне времени и пространства, то Ф. Энгельс отвергал его на том основании, что «бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как и бытие вне пространства». Очевидно, что при таком подходе не признавалась, а потому не учитывалась озабоченность людей «онтологическими» проблемами.

Следует четко понять, что материалистическая философия не обсуждает вопрос, откуда и как произошла материя, постулируя ее вечность, несотворимость; материя рассматривается как основа (первооснова), во-первых, сознания и духа вообще, во-вторых, единства мира. В этом смысле материя выступает как субстанция, т. е. основание всех реально существующих в мире вещей как материальных, так и духовных, источник их функционирования, а также причина изменения их свойств, связей, форм движения.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Оно является, согласно материализму, причиной разнообразия вещей объективного мира и их свойств, источником всех изменений. Поэтому субстанция может быть проинтерпретирована как взаимодействие. Такая позиция есть позиция науки, которая дает первое и последнее слово только и исключительно конкретно-чувственным вещам и их взаимодействиям, а не трансцендентному бытию. Наука и материализм отрицают онтологическую первичность такого бытия.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время философы указывают на внутреннее противоречие в определении материи, данном В. И. Лениным. В этом определении содержатся два взаимоисключающих утверждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, что имеет прямое отношение к сознанию. Первое суждение отрицает второе. Кроме того, как стало ясно, тезис о независимости материи от сознания относится к разряду утверждений, которые невозможно научно доказать, а можно только постулировать. Аналогично обстоят дела и с проблемой вечности и неуничтожимости материи, тем более, что еще Ф. Энгельс охарактеризовал вечное, т. е. вне времени существование какого бы то ни было бытия как «величайшую бессмыслицу».

Движение — атрибут материи

Отвечая на этот вопрос, следует зафиксировать, что мыслителей всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Еще в античности высказывалось предположение, что это многообразие есть результат активности самой материи. Но почему материя активна? Ответы были разные:

1. Бог сотворил материю и наделил ее активностью.

2. Материя вечна, не сотворена, но инертна и бездейственна: Бог привнес в нее активность извне.

3. Материя вечна и активна по своей сущности.

Далее надо объяснить, что такое активность? Как ее объяснить, если не обращаться к вмешательству Бога? Некоторые мыслители отождествляли активность материи с ее одушевленностью. Например, стоики считали, что у материи есть особая тонкая телесная душа; платоники объясняли активность материи наличием у нее нетелесной, духовной души; гилозоисты (греч.: гило — материя, зоо — жизнь) XVIII в. утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоторого рода мыслью.

После этого необходимо рассказать о том, что материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей (электрических, магнитных, гравитационных и т. д.). Любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, происходящие в процессе этих взаимодействий, обозначаются в философии понятием «движение». Движение — это изменение вообще.

Существенная часть ответа на поставленный вопрос состоит в том, чтобы разобраться в формах движения материи, их особенностях, взаимодействии и взаимопереходах.

Термин «движение» обыденное сознание понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и относится к самой простой форме. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и др. Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, самое простое движение, механическое, обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияниями электромагнитных и гравитационных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой — это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешеная пляска» элементарных частиц, но при этом не изменяется ни внешний вид, ни место расположения предметов. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое, хотя на самом деле здесь присутствует особое состояние движения. Материализм не может признать существование абсолютного покоя, ибо тогда надо будет признать, что движение привнесено в материю извне Богом, Разумом и т. д.

Материалистическая философия утверждает, что движение — атрибут материи. Атрибут — это неотъемлемое, существенное свойство, т. е. такое свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыслить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериального движения есть уступка мистике и религии, как считал В. И. Ленин.

Признав движение материи единственным источником бесконечного многообразия природных вещей и процессов, следует обратить внимание на те большие трудности, с которыми сталкивается материализм, когда возникает вопрос о происхождении человека и его сознания, а также духовности вообще. Поэтому метафизические материалисты, признавая движение атрибутом материи, считали, что этим еще не доказана возможность обойтись в вопросах, связанных с человеком и его сознанием, без идеи верховного ума. Бога и т. д. Представители диалектического материализма полностью отрицали надобность идей подобного рода.

Пространство и время

Изучение этих философских категорий следует начинать с уяснения их определений (дефиниций). Пространство — форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит, не было бы планетных систем.

Время — форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час».

Нужно иметь в виду, что человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены «биологические часы». И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек — закономерный итог развитии галактики, а потому может «чувствовать» ее ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и человеческий мозг. Знание этих ритмов необходимо для гигиены умственного труда.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение метагалактики.

Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство — время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, размеры которого меньше 10"33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

Четырехмерное пространство — время, органически связанное с материей и движением макромира. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уровне белковых молекул в форме асимметрии (нарушения полного соответствия и расположения частей целого относительно какого-то центра) «левого» и «правого» в группировках атомов. Живые центры образуются только из тех молекул, в которых имеется «левосторонняя» группировка. В неживой природе нет различия между «правым» и «левым». Камню все равно где лежать: слева или справа. Растение же четко различает эти свойства пространства, что особенно видно на вьющихся растениях, завивающих «спирали-усики» только справа налево. Имеет свою специфику и временная организация живого. Растения меняют длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т. д.

Особенно тщательно следует разобраться в своеобразии социального пространства и социального времени, ибо этот аспект вопроса достаточно трудно усваивается.

Свою специфику имеет пространство и время жизни общества. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т. д. Рядом с неосвоенной природой появилась «вторая», «очеловеченная» природа. Если в неживой и биологической формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например, понятие «Родина» характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: человек испытывает чувство любви к ландшафту (это могут быть лес, горы, море, океан, поля) и тоскует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.

Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Неслучайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается, что негативно сказывается на здоровье людей.

Следует обратить внимание на то, что социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, «усмиряет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2075 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...