Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. Поэтому в философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. 6 связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.
Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.
Движение материи возникает из самой материи, всеобъемлюще, постоянно.
То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
Движение — единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.
Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений: от низшего к высшему, то есть прогресс, от высшего к низшему, то есть регресс.
Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам.
Существует зависимость между двумя свойствами материи — массой тела и энергией.
Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.
Движение также может быть количественным (перенос материи и энергии в пространстве) и качественным (изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств).
Качественное движение делится на динамическое (изменение содержания в рамках старой формы) и популяционное (кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой).
Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация— постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элемен-тами материи изменяются, а также появляются новые связи— материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью.
Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И. Пригожий.
§ 57 Пространство и время как атрибутивные свойства материи
Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный.
1. Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.
2. Сторонники второго— реляционного— воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.
В настоящее времяболее достоверной выглядит реляционнаятеория, исходя из которой:, время— форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;
- пространство – форма бытия материи, которая характеризует её протяжённость, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном заключается в следующем.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся— пространство уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в кем изменений.
Признается существование и психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека. Таким образом, понятие пространства и времени имеет смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением специфичных форм пространства и времени.
В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!