Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иррационализм как направление в философии. Шопенгауэр, Ницше



Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, починенных игре случая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм). Артур Шопенгауэр Главная работа – «Мир как воля и представление» Все, что существует Ш. понимает как волю, волю к жизни. Воля поним. как универсальный космический феномен, а каждая сила в природе как воля. Жизнь это плесень на одном из шаров. Мир не разумен и бессмыслен им управляет слепая, злая воля. Разум вторичен по отношению к воле, она безосновна истоки всего остального находятся в ней. Все и человек на веке приковано к вертящемуся колесу воли. Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо. Этика Шопенгауэра: Предельно проста: страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни; поэтому, чтобы упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно утверждает смерть. Индивид, который борется с волей, (а воля выражается как в жизни, так в смерти), является свободным. По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней (противостояние с Ницше и его поиском вечной свободы). Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. История жизни отдельного индивида - это история его страданий. Фридриха Ницше В основе всего находится воля к власти, которую сильный человек – сверх человек должен у себя максимально реализовать. Он сторонник сильных личностей надо воспитывать сильных людей способных вести за собой слабовольные массы людей. Разум понимается как заблуждение, болезнь омертвляющая человека. Во главу угла ставится лидерство, страсть, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и всякой хилости. Лозунг Ницше – “Живи опасно” Христианство. – попытка неудачников отомстить богатым и великим не может выступать как основа для поступка. Н. отвергал не только х. мораль но и мораль вообще. Мораль и культура несовместимы. Мораль это вздохи слабого, которому нет места в жизни. Культура должна быть культурой силы, ибо только сила прекрасна. Н. предлагаетубить бога и обрести свободу, т.е. обрести творческий импульс, стать источником и движущей силой процесса становления ценностей. Это будут конкретные ценности конкретного человека, которые появятся в результате осуществления воли к власти, власти над собственной жизнью. Это - высшее проявление морали.

Вопрос 34. Философия Сартра.

Сартр Жан Поль (1905-1980)

докторская диссертация "Бытие и ничто" (1943 г.)

Экзистенциалистский марксизм (50-60 гг., Франция)

Радикальное атеистическое направление в Э.

дополнение к марксизму.

2 вида бытия –

бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и

бытие-для-себя, тождественной человеческой реальности, т.е. сознанию,

и объединяющее их ничто.

Являясь причиной особого рода бытия, сознание есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движ., многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абс. мир. в морали осн. категория - свобода.

Человек по С обречен быть свободным. Это означает, что свобода превращается в мучительную необходимость, т.е. свою противоположность. Свобода трактуется не как свобода действия, а как свобода либо выбор, было отношения к миру. Узник или раб тоже могут быть свободными, если осознают свое положение и невозможность его изменить.

Но если чел обречен быть свободным, то, что бы он ни делал, все будет правильно. В рез-те получается, что ему нечего выбирать, любой его выбор равноценен, значит, в конечном счете, лишен смысла.

Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это сущность чел. поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой закон, выбирать свою мораль.

У Сартра “безрассудочному молчанию мира” и “бунту человека” против него соответствует “бытие-в-себе”, “бытие-для-себя”.

Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных "Я" и "не-Я".

Категория "бытие - в - себе" равнозначна "не-Я". Бытие-в-себе есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя". Эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.

Бытие-для-себя Сартра динамично. При этом всякая действенность, активность, инициатива, всякое творческое, созидательное начало вообще понимается Сартром как отрицание, негативность. Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она воплощается в отрицании, аннигиляции. Сартр пишет: "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность". И эта способность отрицания всего данного, в том числе и себя самого как данного, образует содержание для-себя-бытия, всего человеческого существования.

"Свобода" - ядро всей "антропологии" Сартра. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает. Согласно Сартру, никакая объективная обстановка не может лишить человека неотъемлемой от него свободы. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать - выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Объективная ситуация, по Сартру, не сама по себе ограничивает или подавляет нашу свободу, а лишь в той мере, в какой мы испытываем ее как ограничение, относимся к ней как к препятствию. "Все барьеры, все кордоны рушатся, - пишет Сартр, - уничтожаемые сознанием моей свободы".

В основе нравственности, как ее понимает Сартр, лежит свободное волеизъявление личности. Человек, по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности. Не общество, не человек вообще, а каждый отдельный человек, "Я". При этом речь идет не только о личной нравственной ответственности, но о личности как мере нравственности.

Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Человек впадающий в апатию, убивает мир. Только если человек отважится на бунт – мир оживает в акте самоутверждения.

От личной нравственной ответственности не могут спасти ссылки на внешние обстоятельства. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Человеку ничего не дано, он сам должен строит свой универсум.

Человек знает о свое неизбежной смерти и в отсутствие бога полностью предоставлен себе. В 18 в. в эпоху Просвещения от бога отказались, но по С, сохранили саму идею о том, что есть первичная неизменная сущность, которую люди в своем существовании должны реализовать. Вместо бога ввели понятие «человеческая природа». Каждый человек в этом случае «лишь частный случай общего понятия «человек». Но если бога нет, значит нет никакой неизменной заданной человеческой природы. Поэтому первый принцип Э: существование человека предшествует его сущности. Рождение человека начинает отсчет существованию человека, который затем сам определит свою сущность. Только в факте рождения он не свободен, здесь им распорядился кто-то другой, какая-то слепая мила рока, случайности или чего-либо еще.

Без бога ценности, моральные заповеди теряют свою силу и безусловность. «Если бога нет, то все позволено». Э повышает отв-ть человека. Выбирая себя, свою судьбу, человек определяет судьбу и смысл для всего чел-ва. Пример: выбирая женитьбу, он тем самым склоняет и остальных к мысли, что брак – более достойная форма жизни, чем жизнь холостяка. Ссылки на внешние обстоятельства, которые вроде бы заставили человека поступить так, а не иначе набезвыходность ситуации – уловки, которые человек придумывает, чтобы уйти от ответственности собственного выбора.

Человек – это тревога. Он не может не ощущать этой тревоги. Потому что, выбирая себя, он выбирает сущность для всего чел-ва, а ошибиться очень легко. Вместе с тревогой человек ощущает и свою заброшенность: у него нет внешних подсказок, опоры, которые помогли бы сделать правильный выбор.

Никакого предначертанного пути у человечества, какого-либо закономерного, прогрессивного развития общества не существует. Выбирая путь для себя и чел-ва, приходится «действовать без надежды». Нет никаких гарантий, что наш путь и наш выбор будет поддержан в дальнейшем людьми, приходящими после нас. Другой человеческий выбор может перечеркнуть то, что люди пытаются проектировать и осуществить сейчас.

Э отдает судьбу чел-ка в его собственные руки. «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет».

Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, свя­зан с человеком, смыслом его бытия в совр мире. Представители: Ж.- Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бувуар и др. Экзистенциальные мотивы можно встре­тить и у таких выд писателей наш века, как Г. Гессе, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф.М. Достоевский. О проблем сущ-ния чел-ка, смысле его жизни, свободе и ответст-ти. Дат фил С Къергеорф вкл термин «экз-м мышление». Фил экз-ма получил быстрое развитие в 20 вв, особ на кан 2-ой мир войны и после нее. Наиболее верные ее запад представители нем фил: К.Ястерс и М.Хайденер, фран фил: Г.Марсель, Жан Поль Сатр. Гл вним удел внутр миру чел-ку, его истинным пережив. Стремление выразить их в целостном виде с пом искусства, нежели с пом науки. Экз-м оперир понятиями «сущность» и «существование». сущ-ть чел-ка – его внутрен свобода. Достое писал, что «подлинная суть чел-ка в свободе и тол в ней». Сущ-ние – реальн жизнь чел-ка в общ-ве, в мире. М\у сущ-тью чел-ка и его существо-нием есть постоян и глубокое противореч. Т.к. реаль жизнь чел-ка в общ-ве его сущ-вание не позвол реализвать его свободу (его сущ-ть) Чел-ку все труднее проявл свою творч индивидуал из-за многих ограничен (полит,мораль,религиозн). Хар-ны и др категории, кот оперируют экз-м это «забота», «страх» «ужас» и т.п. они выраж эмоц состоян чел-ка. Забота перех в страх, страх - постоян настроен чел-кое бытия. Если есть забота, зн есть и страх. Страх перех в ужас:1) когда открыв подлин смысл его бытия – вечное пережив, заботы, страх и 2) ког он оказыв в погранич ситуации м/у жизнью и смертью. Через все фил экз-ма проходит идеи свободы и ответственности чел-ка.Чел-к свободен в выборе поступков, но за каждый пост несет ответсвенн перед собой, др.людьми и перед богом. Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859— 1938). Гл в его методе — непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе пережив этой вещи. Этот метод наз еще мет интенционального анализа. Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я пережив радость или печаль, то эти рад и печ будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредмет пережив не сущ. Учен и послед Гуссерля Мартин Хайдеггер (1889—1976) средств опис итолков бытия берет не категории объект науки, а субъект категории — экзистенциалыэмоционально окрашен понят, наприм, бытие-к-смерти. Бытие вообще раскрыв для него через человеч бытие — тут-бытие, кот всегда эмоц-но. Даже равнодушие-определ душев настроен. Хайдеггер: «Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием». бытие чел-ка и мир неотдел др от др. Чел-к всегда в мире и мир — это мир чел-ка. Кажд из философов-экзистенциалистов концентр вниман на какой-то реальной стороне чел-ких отнош и дает их убедит-ный социально-психологический анализ» Но, обращая вниман на какую-то 1 из хар-тик этих отношений, он оставляет в стор др, счит их производ от нее и созд при этом довольно сложн филос конструкции.

Вопрос 35. Н. Бердяев.

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.

Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом. Некоторые исследователи считают, что Бердяев — “один из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно — лишь характеристика “существования” — процесса творческой индивидуальной жизни духа.

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.

Широко известную книгу “Смысл истории” Бердяев написал в 1936 г. В ней он подчеркивает, что хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чисто человеческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип божественного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице “экономического социализма”, утверждающего принудительное служение личности обществу во имя удовлетворения материальных потребностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.

Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”, опубликованной в 1937 г. Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”: “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию, где победил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностями русского национального характера.

Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.

илософия Н. А. Бердяева – совокупность нескольких независимых друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории.

Бердяев в своем творчестве различает мир призрачный и мир подлинный. Мир призрачный, посюсторонний – мир эмпирический, социальный, мир, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство. Здесь человек подчинен необходимости, общеобязательным формам жизни. Человек становится объектом, обезличивается, отделяется от мира, теряется, отчуждается от самого себя. Вначале человек был рабом природы, потом стал рабом государства, национальности, класса, теперь он становится рабом организованного общества и техники, рабом машины.

Мир подлинный – это идеальное бытие, где царствует любовь и свобода, где признается преимущество личного начала перед социальным целым. Именно во внутреннем мире человека коренится потенциал духовной свободы. Задача человека – освободить свой дух, «выйти из рабства в свободу», из вражды призрачного мира «в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способности, которую имеет только человек как созданный по образу и подобию Бога-творца.

Смысл жизни и назначение человека состоит не в спасении, а в творчестве, творчестве себя самого, своей жизни, творении мира. Для этого и дарована человеку свобода. Но свобода возлагает на человека ответственность за свою судьбу и за судьбу всего мира. Таким образом, свобода, творчество и ответственность в творчестве Бердяева неразрывно связаны.

Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух рядов мировых начал:

1) свободы, духа (Бога), ноумена, субъекта (личности), Я;

2) необходимости, мира, феномена, объекта. Причем, как видим, в качестве «ноумена» («вещи-в-себе») у философа выступает субъект, включающий в себя непостижимую внутреннюю глубину, проявляющуюся в свободе. Безусловная первоначальная свобода – первоисток бытия, существующий до ничто. Категория второго ряда – объективация – употребляется для обозначения специфического бытия свободы в посюстороннем вещном мире. В контексте этого мира результаты самовыражения духа превращаются в мертвые продукты, объекты. Они подчиняются внешней, механической необходимости – законам организации пространства и времени, причинно-следственным зависимостям. Смысл истории, по Н. А. Бердяеву, – в преодолении объективации, точнее, в стремлении человека к такому преодолению, ибо сама объективация оказывается принципиально неодолимой. Достижение мистического смысла истории возможно лишь в «конце времен» в результате выхода в метаисторический эон, евангельское царство, мир абсолютной свободы. Метаисторический эон – это не отдаленное будущее, ибо он существует извечно. Соприкосновение с ним возможно именно в актах творчества. Конфликт человека и объективации – главная идея бердяевской философии. Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить, стандартизировать ее. Основное же стремление человека – его порыв к свободе, творчеству, индивидуализации. Философия Н. А. Бердяева оказала значительное влияние на западноевропейскую культуру ХХ в. в., в частности на становление французского экзистенциализма и персонализма.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в. Для Запада, где он прожил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Бердяева выходит уже за пределы Ренессанса и представляет самостоятельную ценность.

Духовная биография Бердяева началась с его раннего увлечения марксизмом. Но это увлечение было недолгим. Под влиянием углубленного чтения Достоевского и Соловьёва он проходит типичную для многих философов русского Ренессанса эволюцию от марксизма к идеализму и далее - к православию.

Но свой возврат к религиозности Бердяев сочетал с весьма вольным отношением к религиозным догмам и официальной церкви. Поэтому духовенство относилось к нему резко отрицательно. В 1915 г. он даже был приговорен церковным судом к вечной ссылке в Сибирь. В 1922 г. выслали из России. Бердяев устраивается сначала в Берлине, а затем переселяется в Париж. Его творческая деятельность за границей была очень активной. Здесь им были опубликованы десятки книг и сотни статей. Писательство, говорил он, является для меня физиологической потребностью.

Огромным успехом на Западе пользовалась его книга «Новое средневековье» (1924), посвященная острой теме мирового кризиса и написанная очень доступным языком. Лучшая из всех написанных им книг - «О назначении человека» (1931). НА. Бердяев умер в марте 1948 г.

Но при всей субъективности, фрагментарности философии Бердяева в ней все же ясно просматриваются несколько основных, ведущих тем:

(1) моральная тема, занявшая центральное место в его творчестве;

(2) проблема сущности и существования человека;

(3) историческая, социальная тема.

Главной из этих трех тем была, несомненно, проблема нравственной природы человека. Бердяев был прежде всего философом- моралистом, поэтому естественно начать рассмотрение его философских взглядов с нравственной проблематики.

Этическая теория Бердяева по своему основному содержанию религиозно-идеалистическая.

Он считал, что моральный закон предназначен для «мира сего», для земных людей, но по своему происхождению он «не от мира сего», сотворен Богом.

Своеобразие этической концепции Бердяева состоит в том, что моральный закон для него не статичен, а динамичен. Постижение людьми божественного закона является, по представлению мыслителя, длительным процессом, в котором разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Философ выделяет три таких формы морали: этику закона, этику искупления и этику творчества.

Этика закона - древнейший ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии. Более высокая ступень развития морали - этика искупления. В ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью.

И, наконец, высшая ступень развития морали - этика творчества. Достигая в процессе самопознания этого высшего уровня нравственного развития, человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе, преодолевает эгоизм. По мнению философа, именно в творчестве человек становится как бы соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим».

Таким образом, моральная проповедь Бердяева наполнена пафосом высвобождения духовных начал в человеке и в чем-то перекликается с этической концепцией Сократа. Однако своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей, по его мнению, не может быть делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. Нравственное спасение может быть только соборным, коллективным. Идея соборности, столь характерная для русского религиозного сознания, постоянно звучит в этической концепции Бердяева.

Однако вклад Бердяева в историю русской мысли не ограничивается только темой морали. Теснейшим образом эта тема связана с другой важнейшей проблемой его творчества - темой человека. Его философия является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, именно человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия, Вселенной. Поэтому идее личности должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании.

По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но и кроме того имеет еще и безусловный приоритет перед обществом. Иначе говоря, она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство. Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев по праву считал свою философию антропоцентристской, или персоналистской. Его также, не без оснований, относят к числу ведущих представителей одного из основных направлении в современной западной философии - экзистенциализма, или философии человеческого существования.

В своей этической теории и концепции личности Бердяев подходит к построению и своей историософии, т.е. к своему пониманию исторического процесса и характера социальной жизни. Исторический процесс для него сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса, изначального небытия. Его восприятие истории проникнуто настроениями трагичности, неразрешимости противоречий, предчувствием близости неизбежного конца, возвращением истории к первоначальному хаосу.

Во всей всемирной истории наиболее позитивно философ оценивает период Средневековья. Поистине великое достижение этого периода, считает он, - уравновешенность иррационалистической природы человека дисциплиной рыцарей и монастырей. Благодаря средневековой религии человек вырвался из природного хаоса. Но, начиная с эпохи Возрождения, человек также стал отрешаться и от Бога, началось отпадение человека от религии и от подлинного гуманизма.

Анализ предшествующих этапов исторического развития помо гает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки

Анализ предшествующих этапов исторического развития помогает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна.

Вопрос о значении творчества Бердяева в истории русской философии до сих пор остается предметом споров. У него всегда было много поклонников как в России, так и за рубежом. Но было немало и противников, как среди церковников, так и среди философов. Нужно сказать, что для противоречивых оценок своего творчества он давал немало поводов. Его мировоззрение парадоксально, а стиль отрывочен. Однако по существу его писания отличаются все же определенной внутренней стройностью, единством, они озарены светом «целостной интуицию». Нельзя отрицать яркой оригинальности мыслителя, его блестящего литературного дарования, публицистического характера его философии. Именно эти черты и сделали его выдающейся личностью в истории русской философии ХХ в.

Идея свободы и персонализм

Ф.Достоевский и Н. Бердяев, философствующие в русле экзистенциализма рассматривали свободу прежде всего как ответственность, неизбывную заботу человеческого существования.

Персонализм: Личность - высшая ценность культуры, мир – проявление личностной творческой активности, отрицает прагматическое (частичное) отношение к человеку, рассматривая личность как целостность.

Русская идея:

-отрицание индивидуальных и установление братских связей, любви между людьми;

-утверждение патриотизма;

-отрицание идей национализма;

Ф.М. Достоевский при формулировке «русской идеи» выступает за православный образ жизни, а В.М. Соловьев – за католический, и объединение религий.

-осуществление «социальной троицы» в единстве церкви, государства, общества.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой Вл. Соловьёвым, так называемой, русской идеи (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.

В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой русских философов-эмигрантов в сборнике «Исход Востока» (София, 1921) и вскоре стал широко известен как концепция евразийства. Основными авторами этой теории были П. Савицкий, Н. Трубецкой, Г. Флоровский и Л. Карсавин. Это был один из наиболее разработанных вариантов «русской идеи».

Название происходит из географического наименования континента «Евразия» и связано со стремлением евразийцев объяснить историческое и культурное своеобразие России особенностями ее географического местоположения. В центре этой концепции был тезис о том, что Россия - особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, создавшая своеобразную русско-евразийскую культуру.

Вопрос 36. Сенсуализм Нового времени.

Cенсуализм (лат. — чувство, ощущение) — философское учение, признающее ощущения единственным источником познания. Если ощущения рассматривать как отражение объективной реальности (чем они на самом деле и являются), то последовательный сенсуализм неизбежно приведёт к материализму. Сенсуалисты - материалисты — Гольбах (см.), Гельвеций (си-), Фейербах (см.) —считали, что ощущения вызываются действием предметов и явлений внешнего мира на органы чувств.

Но если в ощущениях видеть только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует некая непознаваемая «вещь в себе», то сенсуализм приводит к субъективному идеализму (Беркли—см., Юм—см., Кант—см., Мах—см., Авенариус — см., Богданов — см.). Поэтому сам по себе сенсуализм не является ещё выражением материалистической линии в философии, хотя он сыграл большую роль в подготовлении материализма.

Диалектический материализм учит, что недостаточно одной посылки сенсуализма о том, что наши знания имеют своим источником ощущения. Решающим в определении философского направления является отношение к вопросу о том, служат ли ощущения отражением, образами предметов и явлений внешнего мира. Диалектический материализм даёт ясный и исчерпывающий ответ на этот вопрос. Он учит, что внешний мир, движущаяся материя копируется, фотографируется, отображается ощущениями, на основе которых возникают представления и понятия, проверяемые практикой.

Диалектический материализм преодолевает также ограниченность сенсуализма, выражающуюся в недооценке рационального, логического момента познания. Ощущения есть только первая, исходная ступень познания. Но само по себе чувственное познание неспособно дать знание сущности законов внешнего мира. Данные ощущений обобщаются, перерабатываются абстрактным теоретическим мышлением, и только единство чувственного и логического познания на основе практической деятельности людей ведёт к объективной истине. (См. также Эмпиризм; Рационализм; Познание.)

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи". В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила». Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Но также Бэкон указывал и на плачевное состояние науки.

До сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. ПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых, потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только основоположником, но и самым последовательным эмпириком.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 487 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...