Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Платон не только рассуждал об истинной добродетели, но и пытался воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве, по мысли Платона, строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума. Обосновывая свой проект идеального государства, Платон сознанием дела подверг критике существовавшие формы государственной власти. Если концепция идеального государства в целом была утопией, то критика реальных форм государственной власти сохраняет свое значение и в настоящее время. Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе, Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей. Однако ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всему остальному искажает этот строй и создает все предпосылки для перехода к тирании, так как, провидчески замечает Платон, чрезмерная свобода и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство>.
Вопрос 10. Философия Аристотеля.
Аристотель (384-322 до н. э.) – древнегреч. философ, величайший из учеников Платона, был не согласен с теорией идей Платона. Он считал, что идеи не имеют независимого существования вне ума. Однако полностью преодолеть платон. идеализм не смог, колеблясь между идеализмом и материализмом. Основал в Афинах собств. школу.
Философские достижения А.:
1. Создал формальную логику – учение о законах и формах правильного мышления. Научное знание вообще начинается не с утверждения, а с доказывания истин.
2. Первый стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем или о первых началах и причинах и вторую философию, предметом которой является природа.
3. Решая проблему бытия, А. разработал учение о четырех первопричинах всего существующего:
а) формальной – связанной с сущностью предмета, его структурой и понятием.
б) материальной – рассматривалась им в двух планах: 1. первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы и 2. из чего вещь состоит или уже оформленный материал.
в) движущей -конкретной побудительной причине вроде прямого механического воздействия на предмет.
г) целевой – связанной с тем, ради чего, зачем существует та или иная вещь.
4.Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависти только от самого себя.
5. Свои этические и политические взгляды А. пытался обосновать, т. е. на опыте и примере, а не на достижимом идеале. По А. общая цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Конечная же цель жизни – счастье, под которым понимается достижение нравственной уравновешенности в результате деятельности добродетельной жизни.
6. В области политики А. классифицирует правильные и неправильные формы государства в зависимости от двух критериев: направленности политики на общее или личное благо и количества правителей.
Заслуга А. заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическое учение о природе – физику, заложил основы формальной логики, как науки о формах и законах правильного мышления.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!