Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Протагор



«Человек есть мера всех вещей, существование существующий и несуществование несуществующих.»

Он говорит об истинности ощущений. Чувства не могут обманывать.

Протагор говорит: «Ничто никогда ни есть, но все всегда становится». Ощущение уникально, но я судья своим ощущения. Я не могу не знать того, что я ощущаю. Поэтому знания и есть ощущения. Знанием становится ощущение, которое испытывают находящиеся под ним люди. Что каждый мнит, существует для того кто это мнит. Если каждый мнит что-то свое, то оно для него истино, то каждый становится мерой свой мудрости.

В задачу хорошего софиста входит: изменить плохое состояние человека на хорошее. Чем отличается дурной от хорошего, тем, что хороший стремится к тому, чтобы справедливым для человека представлялось хорошее. В ощущении нам дается в существование. Бытие не в мыслях, а в чувствах. Отсюда вытекает, что абсолютной истины нет вообще. Этот тезис можно обернуть против самого Протагора. Для софиста главное донести до слушателя свою точку зрения, он и будет правым.

«Задача для того чтобы напиться, а для того чтобы пить». Чувственное удовольствие бесконечно. Софисты уподобляют себя врачу (с помощью своих средств приводит души человека в более хорошее состояние).

Вопрос 8. Философия Сократа.

Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии на человека. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. СОКРАТ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. «…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель(«Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в ученииПифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм)[4].

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми[5].





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...