Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировоззрение и духовный переворот



У всех философов этого времени – антисхоластическая направленность. Тем не менее, ничего принципиально нового в философии не появляется.

Тенденция – стремление вернуть человека к природным основаниям.

1550 – Джорджи Вазари (итальянец) – «Жизнеописание наиболее знаменитых скульпторов, ваятелей и зодчих» - ввел сам термин Ренессанс, имея ввиду возрождение античного искусства, освобождение творчества от засилья церкви. В сер. XIX в. термин вошел в научных обиход (Жюль Мишле, 1855 – «Возрождение», Якоб Буркхардт: 1860 –«Культура Ренессанса в Италии»).

Во время Ренессанса происходит величайший переворот, качественный скачок во всех сферах. Появляется новый образ человека – титан Возрождения.

Новый взгляд на мир: человек как личность, мир как приложение воли и разума человека. Постепенная секуляризация культуры, сдвиг к антропоцентризму (поиск «человекоподобного» в природе). Человек, а не бог, выходит на первое место в философии, науке, искусстве. Смерть теперь рассматривается как конец всего, а не перемена места бытия, человек переживает свое время безвозвратно. Если человек Средневековья был участником, то человек Возрождения был зрителем Вселенной (смотрит на мир извне). Стремление к «возвращению к природе». Интерес к эллинистическому атомизму и к проблеме случайности (см. атомизм Эпикура).

Распространяется философский пантеизм (почитание бога, «растворение бога в природе»). Гилозоизм – одушевление природы (все живое!). В центре внимания человек и природа, рассматриваемая через него. Синтез неоплатонизма и аристотелизма (тогда как в Средневековье сначала преобладал Платон, потом Аристотель).

Джордано Бруно: «Бог создал человека по своему образу и подобию – и ум, и душа божественны».

Томмазо Кампанелла, «Метафизика»: «Красота есть проявление божественного начала». «Рука – орудие божественной силы».

Возвышение человека – «лучшего и высшего существа». Человек есть творец самого себя, он господин природы. Равенство людей, доблести важнее происхождения. Необходимость чувственности и наслаждения. Если в античности главной свойство человека – познавать мир, то теперь уже человек – целостное существо со всеми своими качествами, которому присущи и разум, и аффекты (страсти). Любовь – естественное стремление к красоте. Истина должна рождаться в красоте.

Возрождение произвело над природой человека операцию, обратную той, что произвело Средневековье. В Средневековье человек жил в двух мирах. Хоть он и жил на земле, но цель была в небесном. Теперь - «с неба на землю», на землю перемещается образ и идеал жизни человека. Земные заботы – главное, отказ от примата духа над материей. Любопытно, что икону (окно в потусторонний мир) в этот период сменяет картина (окно в этот мир).

Большое значение имели изобретение книгопечатания (Гуттенберг, середина XV в.), а также великие географические открытия. В эту эпоху эзотерические науки (алхимия, астрология, магия) сменялись естественными науками.

Возникает принципиально новая категория – идеи гуманизма, для которых в центре внимания находится человек. Гуманизм – от слова «человечность» (а не просто «человек»).

Гуманизм – мировоззрение эпохи:

1. Человек есть первый, главный, центральный элемент, внимание к природе человека;

2. Проблема личности. Бог любит каждого персонально. Личность выходит из подполья «безмолвствующего большинства» на свет общества. Личность требует общественного признания, а не просто самосознания. Человек – посредник между землей и богом.

3. Общественное, культурное движение за освобождение человека от засилья католической церкви. Гуманисты не были атеистами, но от имени бога требовали очищения церкви.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...