Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Периодизация средневековой философии. Фома Аквинский



Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды:

1) введение или патристика (II - VI вв., теология отцов церкви);

2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - X вв.);

3) схоластика (XI - XIV вв.) — синтез богословия и логики Аристотеля (бытие Бога, универсалии).

В каждом из этих периодов обычно различают "рационалистическую" и "мистическую" линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии были нераздельны. Такому мышлению свойственно то, что называлось "схождением ума в сердце"; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, облеченное в форму притчи.

Наиболее известными мыслителями эпохи средних веков были Августин Блаженный, Фома Аквинский, П. Абеляр, У. Оккам, И. Эриугена, Ансельм Кентербурский.

Первые два из этого ряда мыслителей были признаны наибольшими авторотами философии своего времени. Духовными же истоками средневековой философии явилось учение Платона об идеях, как основе мира и учение Платона об идеях, как сущего. Исходным принципом познания для периода патристики был принцип: «Верить, чтобы знать» (Августин Блаженный). Однако схоластика переосмыслила этот подход и провозгласила империатив: «Знать, чтобы верить» (Фома Аквинский). Это был исток всего нового – рационального подхода к миру, так как в вера рассматривалась и ценилась значительно выше разума, а в последнем видели лишь рабочий инструмент для доказательства присутствия Бога во всех его вещах и процессах.

У истоков средневековой философии стоял Августин Блаженный (354-430 гг.), последователь учения Платона. В своих произведениях он доказывал, что Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир не по необходимости, а по доброй воле. Мир есть бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему Создателю. Человек представляет собой единство материального тела (плоти) и разумной души. Его душа бессмертна и свободна в своих решениях и действиях. Августин Блаженный учил, что содержание человеческих знаний черпается из двух источников. Первый – это чувственный опыт, который, однако, дает лишь поверхностные сведения о мире. Второй источник – вера, которая опирается на коллективный опыт и поэтому обладает достоверностью.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) опирался на учение Аристотеля. Более того, он известен тем, что развивал пять «онтологических» доказательств бытия Бога в мире.

1) неподвижного двигателя.

2) первой причины, покоящееся опять-таки на невозможности бесконечного регресса.

3) того, что должен существовать конечный источник всякой необходимости; этот аргумент мало чем отличается от второго доказательства.

4) того, что мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном.

5) того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.

Ф. Аквинский видел в государстве представителя воли Божьей. Высшая власть в обществе должна быть монархией, т.е. принадлежать одному лишь лицу, высшая власть на небе – у Бога, на земле – у римского Папы. Церковь выше государства, поскольку она являет собой духовную власть. Общество также иерархично: имеющееся в нем социальное неравенство дано от Бога. Все разумные субстанции нематериальны и нетленны; ангелы бестелесны, в людях же душа существует вместе с телом. Она есть форма тела, согласно воззрениям Аристотеля. В человеке не три души, а только одна. Вся душа наличествует целиком в каждой частице тела.

Души животных в отличие от душ людей не обладают бессмертием. Разум является частью души каждого человека; неправ Аверроэс, утверждавший, будто существует только один разум, которому сопричастны разные люди.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...