Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В Индии философия возникла во II-начале I тыс. до н.э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.
Древнеиндийское общество делилось на варны-группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Было 4 варны:
1.Жреческая, 2. Военной аристократии, 3. Земледельцев, ремесленников, торговцев,
4. Низшая варна.
Деление на варны освещалось религией.
Первым памятником мысли древних индийцев были Веды, (между первым и вторым тысячелетием до н.э.), сыгравшими огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли.
Слово «Веды» означает «знание». Но это знание особого рода. Они состоят из четырех элементов:
1. Рекведа – сборник гимнов.
2. Брахманы – сборник оригинальных текстов.
3. Араняки – правила поведения для отшельников.
4. Упанишады – собственно философская часть веды.
Одни школы поддерживали авторитет вед. Другие школы, в том числе буддизм — нет.
Вайшешика (особенность) – древнеиндийская наивно-материалистическая школа. Первая школа атомизма. Ее цель – достижение избавления от страданий через истинное познание. Пять субстанций – вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.
Чарбака-локаята – эта школа отрицала другой мир, кроме материального. Мир материален. Мы ощущаем его через органы чувств и наши ощущения – единственно истины. Вера ложна, недоказуема. Религия нужна лишь бедным. Мир состоит из четырех элементов: вода, воздух, огонь, земля.
Буддизм (царевич Гаутама). Возник в VII – VI вв. до н.э. Основное содержание учения изложено в «четырех благородных истинах» (или «учении о страданиях»):
—существует страдание или жизнь есть страдание;
— страдания следуют за желаниями;
— прекращение страданий — нирвана;
— путь избавления от страданий — восьмеричный путь спасения (восемь добродетелей).
Учения о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Принципы «праведной» жизни – это требования этического совершенствования или учение о «восьмеричном пути спасения» (о «восьми добродетелях»): о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости.
Особенность древнеиндийской философии – обращенность к имманентному внутреннему миру человека. Изучение проблем нравственного состояния человека, опирается на основу мифологического сознания.
характерные особенности: • автохтонность – возникновение на собственной культурной почве, • самобытность – отсутствие влияния иноземных идей,• традиционность – существование тысячелетиями без серьезных изменений, образцовые,• религиозность – большинство философских учений представляли собой развитие религиозных вероучений, • отношение к философии как к образу жизни,• высокий общественный статус философии – философы в основном были брахманами (жрецами),• принятие практически всеми школами учения о карме и сансаре – бессмертии душ и их перерождении по законам воздаяния,
• этико-философская направленность учений,
• отсутствие интереса к социально-политической проблематике.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1022 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!