Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия смысла жизни: русские и западноевропейские концепции



Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) — ученик Владимира Соловьева. Написал книгу "Смысл жизни".

Россия лежит в развалинах; она стала очагом мирового пожара, угрожающего гибелью всей культуры. Чем мучительнее ощущение действующей кругом бессмыслицы, тем ярче видение безусловной мысли, положительной ценности (то есть смысла жизни).

Жизнь представляется человеку как порочный круг, Уроборос. Мировой процесс является повторением одного и того же и замыкается смертью, дурная бесконечность рождений и смертей.

Вера в смысл жизни связана с верой в человека как носителя смысла, в безусловное царствование достоинства человека.

В государстве нет места смыслу жизни, оно развращает, поскольку считает себя наивысшей ценностью.

Христианство дает положительное решение вопроса о смысле жизни: или нет победы над бессмыслицей, или она есть в христианстве. Смысл жизни — всеединое сознание, которое заключает в себе абсолютную мысль обо всем.

Семен Людвигович Франк (1877-1950). Определял свои воззрения как христианский реализм.

В нем признание божественной истины и потому положительной религиозной ценности всего конкретного сущего сочетается с настроением ума несовершенства эмпирического состояния и потому ограниченности возможностей его чисто человеческого совершенствования.

Христианство — религия человечности. Моральная цель человеческой жизни заключается в содействии появления на Земле Сверхчеловека (неверно понял Ницше).

Николай Лосский (1870—1965)

Смысл заключается в активном и творческом участии в совершенном бытии Бога и удостоиться обожания.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948)

Смысл жизни в искании смысла жизни.

«Этика благоговения перед жизнью» разработана и подтверждена практической деятельностью Альберта Швейцера.

Основные идеи:

— кризис современной культуры грозит гибелью цивилизации, средство возможного преодоления духовного кризиса — новая общечеловеческая этика («душа культуры»);

— новая этика (универсальная, оптимистическая, гуманистическая, практически-действенная) должна базироваться на принципе благоговения перед жизнью, который выступает в качестве критерия различения добра и зла (все, что сохраняет, возвышает жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб — зло);

— значимость нравственного самосовершенствования (на основе понимания ценности «благоговения перед жизнью» и веры в его конструктивные возможности), которое следует подтверждать «личным действием» (имеющим «чистую» мотивацию и осуществляемым «чистыми» средствами).

Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение.

Киники считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье), а стоики — нравственность, невозможная без истинного познания.

В средние века для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении.

Шопенгауэр.

Буддизм...

ЛОГОТЕРАПИЯ - психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации жизненного смысла. Создатель Л. - Виктор Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после Фрейда и Адлера).

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:

1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;

2) о смысле жизни;

3) о свободе воли.

Так обозначено несогласие:

1) с бихевиоризмом - по сути, отвергающим представление о свободе воли;

2) с психоанализом - выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

Франкл отстранился от "глубинных" психоаналитических ориентации и стремился к постижению "вершинных" явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление "экзистенциального вакуума" - чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления "трагического триединства человеческого существования" - страдания, вины и смерти.

Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни.

Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности.

Главное препятствие в поисках смысла жизни - центрация человека на самом себе, неумение выйти "за пределы себя" - к другому человеку или смыслу. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может дать клиенту этот смысл - он для каждого свой, - но может помочь его увидеть. Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип интенции парадоксальной.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...