Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гражданское общество и государство. Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой



Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие существования любого общества. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). Решающий структурообразный элемент всей системы общ. отношений является производственные отношения, которые позволяют раскрыть различные типы связей, что фиксируется в категориях, позволяют выразить эти многообразные связи. П.о. охватывают сферу отношений, возникающих в процессе производства материальных благ, обмена ими, их распределения. Люди не могут производить, не соединяясь для совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц. потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в соц. группах.

Политическая сфера направлена на удержание политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господствования в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата гос. власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения человека по поводу разного рода духовных ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование духовных начал в жизни, в поведении. Виды духовных отношений - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения. Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.

Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги

не долговечны.4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема информации, причем различного характера. Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством.5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети.

В работе 1945 года лидер критического рационализма К. Поппер противопоставил открытое и закрытое общества. В закрытом обществе неизменны законы функционирования, тоталитарность, догматизм идей над индивидом, когда члены общества обременены правилами, инструкциями, условностями и предрассудками, которые ограничивают их выбор и навязывают им образ жизни, строго установленный предписаниями. закрытое общество - первобытное.

Общество является «открытым», когда ничего не препятствует индивидам в полной мере развивать свои способности и индивидуальность, а социальные институты организованы таким образом, что их можно изменять и совершенствовать в направлении, которое будет способствовать более полной и свободной жизни индивидов.

В качестве противовеса концепции открытого общества рассматривается историцизм. Историцизмом Поппер называет все социально-философские теории, основанные на вере в историческую необходимость, открытие тенденций и законов, с помощью которых возможно бы было предсказывать будущее, позволяющих прогнозировать исход определенных исторических событий, а также прослеживать их успешность

Под «социальной инженерией» Поппер подразумевает планирование и конструирование социальных институтов с целью возможного регулирования предстоящего социального развития. Сторонник социальной инженерии верит, что человек – хозяин своей судьбы и что можно влиять на историю или изменять ее в соответствии с целями. Историцисты полагают, что возможность разумных политических действий зависит от степени понимания нами хода истории, основой политики полагается наука о неизменных исторических тенденциях. Представляющие социальную инженерию, напротив, убеждены: научная основа политики состоит в сборе фактической информации, необходимой для построения или изменения общественных институтов в соответствии с целями, а социальная инженерия сообщает, какие шаги необходимы, чтобы избежать экономического спада, чтобы вызвать его, чтобы распределить общественное богатство равномерно и справедливо. Поппер противопоставляет историцизм и социальную инженерию и главным в этом противопоставлении он видит в различии подходов к общественным институтам. Социальная инженерия предполагает рациональное рассмотрение институтов, как средств обслуживающих определенные цели, с точки зрения их целесообразности, эффективности и простоты применения. Историцизм же наоборот, выясняет происхождение и предназначение социальных институтов, их роль в историческом развитии и рассматривает их существование как «требование бога», «веление судьбы», «историческую необходимость».

К. Поппер предлагает кредо социального инженера: «Лучше работай над искоренением конкретных зол, чем над осуществлением абстрактных благ. Устраняй лучше конкретные недостатки. К. Поппером определены такие базовые ценности открытого общества, как индивидуализм, равенство в свободе, вера в разум – доминирующая идея открытого общества, идея правления закона.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...