Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Л. Фейербах



Л. Фейербах (1804-1872) был учеником Гегеля, но затем подверг его учение критике. Фейербах первым выявил противоречие между методом и системой Гегеля. Он критиковал Гегеля за излишнюю абстрактность его рассуждений, их оторванность от конкретных проблем человека.

По мнению Фейербаха, философия должна заниматься именно проблемами человека. Он предлагал переименовать философию в антропологию, т. е. науку о человеке. Главная задача - это способствовать максимальной самореализации человеческой личности, чему препятствует религия, которая ставит человека в принижеиное положение, убивает веру в себя. Люди сами создали богов по своему образу и подобию; они нуждались в идеале, образце для подражания и сами создали его, наделив теми качествами, которые хотели бы видеть у себя. Затем, через несколько поколений, этот идеал стал восприниматься как некая сверхличность, т. е. как Бог, а человек попал в принижеиное положение. В центре новой религии должен быть человек, который вернет себе утраченные качества, приписанные богам.

Заслуга Л. Фейербаха заключается в критике противоречий философии Г. Гегеля и гуманистическом характере его учения, попытке философского обоснования причин возникновения религии.

Значение немецкой классической философии: немецкие классические философы внесли огромный вклад в развитие всей философии, особенно в теорию познания и решение этических вопросов. Само это направление было господствующим в XIX в., образцовым (отсюда и название - классическая), оно оказало огромное влияние на такие учения второй половины XIX в., как марксизм и позитивизм.

[редактировать]

Критическое переосмысление немецкой классической философии

5-й этап - вторая половина XIX в. - характеризуется критическим осмыслением положений немецкой классической философии, попытками отказа от чрезмерных абстракций, стремлением к практическому применению философских идей.

В этот период преобладают такие философские учения, как марксизм и позитивизм, имеющие в основе достижения немецкой классической философии, а также иррационализм, полностью отвергавший эти достижения.

Характерные черты марксизма отказ от чрезмерно абстрактных рассуждений и идеализма классиков немецкой философии; стремление к практической реализации философских построений; разработка системы диалектического материализма с опорой на диалектический метод Гегеля (основная идея: первовачалом является материя, обладающая многоуровневой структурой, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии и развитии на основе объективных законов природы); огромный интерес к общественно-политическим проблемам и философии истории (разработка формационного подхода к историческому развитию общества и типологии государств, а также теории научного коммунизма как идеального общества будущего).

Представители: К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Характерные черты позитивизма (лат. positivus - положительный) критическое отношение к традиционной философии, чересчур увлеченной метафизическими проблемами, оторванными от реальной действительности; философия должна отказаться от абстрактных формулировок и опираться только на факты, подтвержденные научными методами (имелись в виду прежде всего методы естественных наук - опыт, эксперимент и т. д.); провозглашение главной целью философии обобщение и систематизация данных конкретных наук об объективно существующем мире.

Представители: О. Конт (1798-1857), Г. Спенсер, Дж. Милль.

В конце XIX в. на основе позитивизма возникало такое философское направление, как эмпириокритицизм, или махизм (по фамилии его основоположника австрийского ученого Э. Маха), согласно которому задача философии сводилась к анализу психофизиологической основы чувственного опытного познания. Тем самым махизм приблизился к субъективному идеализму.

Период развития ф в запад европе в 17-18в.Новое время с 16 до 20вв.Этот период называют эпохой технической революции.

1этап эпоха возрождения.Бог перестает рессматриваться как сверхличность. В центре внимания человек и проблемы связанные с ним. Человек фактически занимает место бога в материальном мире. Окончательное разделение философии и религии.14-16вв.

2этап 17в. Формирование рационалистической философии.Познание окружающего мира(проблема гносеологии)проблемы бытия или устройства окружающего мира(онтология).Возникает 2 фил учения:эмпиризм(в основе познания органы чувств)рационализм(главная роль не чувства а мысли человека,умозаключения)Декард,Спиноза

3этап 18в.Ф.просвещения.Идея прогресса,скептицизм,особый интерес к политико правовым проблемам,идея самоуправляющейся рыночной экономике,развитие системы образования. Дидро,Руссо,Гольбах.

4этапНемецкая классическая ф. конец18,первая половина 19в. Кант,Фихте,Гегель. Особый интерес к теории познания(гносеологии)общий высокий научный уровень ф.работ,стремление выработать всеобщие законы развития окруж.мира и мышления человека.

5этап.2половина 19 в критическое переосмысление немецкой классической ф. Преобладают ф учения как марксизм и позитивизм имеющие в основе достижения немец классической ф а также иррациолизм,полностью отвергавший эти достижения

6немецкая классическая философия

определенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. В отличие от предшествующей философской метафизики Н.К.Ф., стремилась дать именно познавательную оценку всему существующему, отправляясь в своих рассуждениях от рассмотрения познавательного процесса и установления границ его компетенции. Поэтому Н.К.Ф. - это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума.Н.К.Ф. явилась значительным этапом в истории мировой философской мысли, оказав чрезвычайно важное и глубокое воздействие на духовную историю человечества. Общечеловеческое значение Н.К.Ф. определяется ее стремлением дать ответы на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого бы тия. И хотя ответы, данные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы 18-19 столетий.

7философия марксизма в контексте мировой филосовской мысли

Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:

1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

1844-1848 годы – весьма ответственный период в жизни Маркса и Энгельса. когда происходит их знакомство и выработка философских основ нового мировоззрения в процессе пересмотра философского наследия Гегеля и Фейербаха.

Главными положениями новой философии стали:

1. Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

2. Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

3. Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

4. Распространение материалистического принципа в объяснении мира на понимание истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источника развития общества. Исторический процесс предстал как поступательная смена общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

5. Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

Общие мировоззренческие установки вовсе не исключали особенностей философских взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы, в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский анализ достижений естествознания в создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки. Философские взгляды взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

Судьба учения Маркса и Энгельса весьма драматична, так как дальнейшее развитие марксизма как социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорть о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

8философская мысль в россии. Материалистическая и идеалистическая традиции в истории российской философской мысли.

Введение
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии.
В русской философии представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии.
Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России.
Русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами. В этой работе я постараюсь рассказать о двух из них: материализме и идеализме.[1]
1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н.Г.Чернышевского.
Материализм (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.
Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму.
В 40-х годах XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено, прежде всего, трудами А.И.Герцена. По его мнению, философия и естествознание изучают одно и то же – окружающий нас «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга. Человека Герцен рассматривает как часть природы и подчиненным ее законам.
Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли 40 – 60-х XIX в. В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция.
Властителем дум разночинной интеллигенции был Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Его мировоззрение сформировалось под влиянием французского материализма ХVIII в., философии Гегеля, учений Прудона, Сен-Симона, Фурье, Леру и особенно Фейербаха, «Сущность христианства» которого была прочитана Чернышевским еще в 1849 г. До 1848 г. Чернышевский был глубоко религиозным человеком. В этот период своей жизни Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер.
В двадцатилетнем возрасте Чернышевский стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом и социалистом. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции.
Сторонник антропологического материализма Фейербаха, он считал его учение лучшим изложением научно-философских представлений «о так называемых вопросах человеческой любознательности». Только материалистическая философия, считал он, может быть истинной, поскольку она опирается на научное знание.
В работе «Антропологический принцип в философии» Чернышевский рассматривает философию как «теорию решения самых общих вопросов науки, например, вопросов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д.» [6]. При решении этих вопросов он вслед за Фейербахом стремился понимать действительный мир таким, каким он дается всякому, кто подойдет к нему без всяких заранее принятых гипотез.
Поскольку подлинно научным для Чернышевского был только материализм, то он его очень последовательно проводил как во взглядах на природу, так и на человека. Учение о человеке у Чернышевского теснейшим образом связано с его учением о природе. Рассматривая вопрос о природе человека, он говорит, что человек должен пониматься как единая сущность, соединяющая материальную и духовную сторону жизни, что основным принципом воззрения на человеческую жизнь должна служить выработанная естествознанием «идея о единстве человеческого организма». Поскольку человек состоит из единой материальной субстанции, то и вся его духовная деятельность есть порождение материального субстрата на определенной ступени развития.
Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».
Он старался выдвинуть «антропологический принцип», то есть представления чисто человеческие, реальные, в основе которых лежат не сверхчувственные начала, а общие всей материи свойства. В статье «Антропологический принцип в философии» Чернышевский является самым решительным адептом материализма Фейербаха, Бюхнера и других представителей этого учения, которое и в Европе переживало тогда время расцвета. Нападение на Чернышевского было стремительное. Чернышевский умел относиться с полным уважением к противникам. Так, со славянофилами он полемизировал сдержанно. Дело в том, что идеи «Антропологического принципа» казались Чернышевскому до такой степени незыблемыми и верными на своем постаменте точного знания, что возражения, которые шли из духовной академии, ему казались ребяческими. Чернышевский был глубоко уверен, что только недомыслие и незнакомство с выводами новой свободной европейской мысли могут удерживать людей в лагере «схоластики» и «метафизики». Для последователя Чернышевского нет трудных проблем, ни философских, ни нравственных. Оптимистическая вера, что все на свете «очень легко» составляет основу наполовину утопического романа «Что делать» (1862 — 1863), который явился заключительным аккордом литературной деятельности Чернышевского.[5]
2.Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия В.С. Соловьева.
Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – начале XX в.в., когда появляются оригинальные философские системы.
Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева.
Владимир Соловьев (1853 – 1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Основные положения своей философии он излагает в первых своих работах: магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивизма)» (1874) и докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880). В этих работах он утверждал, что для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного интуитивного внутреннего созерцания, веры.
Внешний опыт (и соответственно, положительная наука), по Соловьеву, могут давать лишь материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины. Цельное знание, у Соловьева, выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира.
У Соловьева олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Он ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.
Движением общества, по мысли Соловьева, управляет божественный промысел, а квинтэссенцией человеческой истории является история религии. Человек, по Соловьеву, связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится.
Смысл истории, по концепции Соловьева, состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал. В центре всемирной истории находится Христос.
В процессе развития народов и, в частности, истории России философ видел две противоположные стороны; национальность и национализм. Национализм, по Соловьеву, начинается с ложно понятой идеи патриотизма, когда отстаивается и утверждается мысль об исключительности своего народа, его самобытности и оригинальности по отношению к другим народам. Этот национализм может привести только к гибели этого народа. Спасти его может только христианство как самая совершенная религия. Национализму он противопоставил принцип христианского самопожертвования. Наряду с самопожертвованием Соловьев указывал на другую «силу» самоутверждения народа – самоотвержение, т.е. отказ от своей исключительности и подчинение чужим идеям. Самоотверждение, по его мысли, есть истинный патриотизм. На новом этапе развития российского общества под самоотречением он видел отказ от православной исключительности. Выступая за отмену российским правительством всяких ограничений для взаимодействия католицизма и православия, Соловьев считал, что в общении должен был победить сильнейший. И если у православия не окажется сил противостоять католицизму, то есть ли нужда его защищать?
В этической концепции Соловьева первоосновами нравственности выступают стыд, сострадание и благоговение. Предметом нравственной философии является понятие добра как правды. Смысл жизни – в служении добру. Совершенное добро, к которому должен стремиться человек, есть добро не для отдельной личности, а для всего человечества. Идеал этого добра дает только христианство, оно указывает человеку его абсолютную задачу. Этика Соловьева утверждает, что источником абсолютного добра на земле является Бог.
Мистически истолкованная любовь в философии Соловьева – панацея от всех социальных зол. Идея всеобщей, «общечеловеческой любви», призывавшая к самоотречению, к соединению в Боге, должна была привести к «совершеннейшему добру» не только для отдельной личности, но и для всего человечества.
В истории философского идеализма в России Владимир Соловьев все же заявил себя крупнейшим мыслителем благодаря систематичности и широте своих философских построений. Его метафизика личности, софиология и эсхатология легли в основу русского идеализма.
Владимир Соловьев наиболее полно и глубоко выразил своеобразие русской духовности и ее оппозиции Западу. Его учение о цельном знании заключается в том, что такую цельность («всеединство») может придать человеку лишь особое состояние его души, ее особый вектор движения. Это состояние, этот вектор – Любовь. В русской литературе, в сознании Любовь – это не эрос древних и даже не альтруистический символ Фейербаха. С последним ее рознит то, что она носит явно не чувственный, а преимущественно духовный характер. Смысл любви, по Вл. Соловьеву, - спасение в человеке человеческого «через жертву эгоизма». Таким образом, философию Соловьева можно назвать «философией любви».
1. Покажите вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.
В середине XIX века представления об уникальности каждого общества и его культуры, несводимости их к какому-то единому образцу буквально носились в воздухе, о чем свидетельствует разработка этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Впервые идею многообразия типов культур на теоретическом уровне изложил Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885), разработавший систему основных типов культур и объяснивший механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Под культурно-историческим типом он понимал «самостоятельные и своеобразные планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, - одним словом, исторического развития» [7].
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. является так называемая космическая философия, или, как чаще ее именуют, русский космизм. Это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества. Тысячелетнее существование России, этой огромной страны, своего рода земного космоса, всей историей своего развития и географией обеспечивала и укрепляла в сознании людей необходимость духовного и территориального единства. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм. Все эти факторы послужили основой возникновения совершенно нового учения - русского космизма.
Философия Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Он считал свою философию персоналистской, или антропоцентристской. Но его обостренное внимание к проблеме личности, свободы и нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной философии, как в России, так и на Западе.
С традицией экзистенциальной философии связано творчество Льва Шестова (1866 – 1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия человека, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никто другой в отечественной философии, он выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя «ненавистником разума». Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным способом, через Откровение. Л.И.Шестов – религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной философии.
Круг идей русской философии не стал ворохом увядших листьев, а до сих пор сохраняет свою плодотворность, силу и потому может помочь в решении сегодняшних нравственных и социальных проблем, в постижении настоящего и в поисках путей к будущему.
Заключение
Философия в России начинается лишь в XIX столетии (в полную меру – во второй половине его). Но это было поистине великое начало: Достоевский, Толстой, В.С.Соловьев. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» - уже не как подражание западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою собственную тему и свою собственную тональность в многоликий диалог культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.
Устремленность русской философии к проблемам человека и общества, судеб страны обусловили её характерную черту – почти полное отсутствие в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем, подобных платоновской или гегелевской.
Отсутствие тяжеловесных логических систем обусловлено и другой особенностью русской философии – её глубокой эмоциональностью, наполненностью чувствами.
Жизненность русской философии, её включённость в социально-политические процессы России, в острые социальные столкновения, политическую борьбу обусловили и её резкую разделённость на два полярно противоположных направления: религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское, с одной стороны, и материалистическое, атеистическое, западническое, революционно-радикальное – c другой стороны.
Материализм и идеализм находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

9философская классика 20в(неопозитивизм,экзистенциализм,неотомизм, школы психоанализа)

Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям --материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций.

Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

Обычно различают религиозный, и атеистический экзистенциализм.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Неопозитивизм.

Неопозитивизм больше чем любое другое учение связан с наукой и ее проблемами. Неопозитивизм начал складываться во втором десятилетии XX в., окончательно оформился в 20-е годы.

У истоков неопозитивизма мы встречаем три весьма колоритных фигуры: это Дж.Э. Мур, Б. Рассел Л. Витгенштейн.

Неопозитивисты пытались решать проблемы:

структуры наличного (существующего на данный момент) знания,

проблемы методов познания,

эмпирического базиса науки,

соотношения теоретического и эмпирического уровней познания и, соответственно, языков науки,

критерия научности знания,

проблему унификации, единства науки.

Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),

Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Психоанализ — это школа в психотерапии, разработанная в конце XIX — начале XX века доктором Зигмундом Фрейдом и включающая в себя множество психотерапевтических методов, в первую очередь в отношении работы с бессознательным пластом психики человека.

Впоследствии психоанализом стали называть достаточно широкий круг психологических методов, так или иначе опирающихся в своей работе на такой феномен человеческой психики, как бессознательное. Психоанализ как лечебный метод особенно популярен и распространён был в XX веке в Европе и Америке.

10проблема бытия в философии. Основные формы бытия и их диалектика

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии.

в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:

1) бытие природы (вещей, процессов, состояний);

2) бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);

3) бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е. надиндивидуальные его формы).

В области бытия природы современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики природы:- системность;- универсальный эволюционизм;- самоорганизация. _Сегодняшняя философская мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация.

Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:- технологизацию;- институциализацию;- глобализацию;- виртуализацию, информатизацию и др

Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития.

11материя как философская категория

Мате́рия — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

физическая;химическая;биологическая;социальная;механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

-несотворимость и неуничтожимость

-вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

-материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

-детерминированность всех явлений

-причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

-отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

 Закон единства и борьбы противоположностей

 Закон перехода количественных изменений в качественные

 Закон отрицания отрицания

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения.

12философский анализ движения как способа существования материи.Движение и покой.

Постижение сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Тем не менее, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

Соотношение вижения и покоя. –движение абсолютно и относительно.-покой это момент движения.-покой всегда относителен.-абсолютного покоя не существует.

Движение-всякий процес изменения,всякое взаимодействие,развертывающееся в пространстве и времени. Покой-результат или способ движения.

Выделим основные положения диалектико-материалистического понимания движения.

• Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».

• Во-вторых, движение определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще».

• В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».

Следовательно, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Другими словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения.

Основные формы движения материи. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

1Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории,

2Физическое движение – теплота, электромагнетизм, гравитация…

3 Химическое движение – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер).

4иологическое движение – специфические для живого процессы.

5Социальное движение (с которым связано и мышление).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 658 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...