Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические типы философии и основные этапы ее развития



На ступени довузовской подготовки достаточно подробно изучалась тема «Великие философы мира». Поэтому наша задача - кратко обобщить ранее изученный материал, выделив лишь современные подходы в трактовке основных этапов развития философии и наиболее общие характеристики этих этапов, не акцентируя внимания на персоналиях. Учитывая то обстоятельство, что в рамках данного пособия невозможно достойно представить все этапы развития философии, авторы ограничились задачей подчеркнуть лишь те аспекты развития философской мысли, которые помогут студенту при решении тестовых заданий и вопросов для самопроверки.

Нельзя постичь философию вне изучения истории философии. История философии связывает предшествующие идеи с настоящими, она приобщает нас к наследию выдающихся умов человечества. Как и всякая теория познания, эта научная дисциплина выясняет закономерности развития самой философии, условий и факторов ее определяющих и в итоге тоже отвечает на вопрос: «Что такое философия»?

Философия насчитывает свыше 25 веков своего развития и может быть представлена, по мнению современных исследователей, как:

1) древняя – философия Древнего Востока (Индия, Китай); Греции и Рима; Средневековья и Возрождения;

2) новая;

3) новейшая.

Деление истории философии на периоды подразумевает своеобразный способ философствования, характерный для того или иного периода (эпохи). Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип философствования объединяет не единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.

Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:

а) созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности;

б) умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX - начала XX века);

в) деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;

г) новейший, социально-экологический тип философствования (учение В.И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н.Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.

Другие философы, в том числе представители Уральской школы, выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, космоцентризм (натурализм), теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Так, например, спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм). Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis) - природа. Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм.

В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»), Демокрит, Сократ («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»), Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать»), Аристотель («Мудрость – это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы») и др.

В средние века основной формой философствования становится теоцентризм. Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование».

В средние века познание, система мышления, логика развивались как схоластика (от лат. shola – школа). Схоластика – официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей – доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий – к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.

В эпоху Возрождения совершается переход от теоцентризма к антропоцентризму, т.е. центр внимания от Бога перемещается к человеку. В этот период возрождаются идеалы античности, получают распространение и развиваются идеи гуманизма и прежде всего идея о самоценности земной жизни человека, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи со Вселенной.

Мыслители этого периода провозглашали свободу человека, человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение, счастье и удовлетворение земных потребностей. Человек провозглашался не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Для взглядов и сочинений мыслителей этого времени характерна антисхоластическая направленность, создание новой пантеистической картины мира (отождествление бога с природой). В эпоху Возрождения жили и творили такие выдающиеся мыслители как М. Сервет, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, М. Монтень («Для человека, который не знает науки о добре, любая другая наука бесполезна»), авторы впечатляющих утопических теорий Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город солнца») и др.

На базе итальянского Возрождения возникла философия Нового времени, начало которой – XVII век. Родоначальником философии Нового времени явился Ф. Бэкон, автор «Нового Органона» и знаменитой фразы «Знание – сила». Ф. Бэкон считал, что новая наука и философия должны обладать новым методом мышления, свободным от недостатков («идолов»). Таких идолов четыре: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра». Ф. Бэкон родоначальник эмпиризма Нового времени. Он признает двоякую истину – научную и религиозную. Философию зачинателя эмпиризма и материализма Нового времени продолжали и систематизировали Т. Гоббс, Дж. Локк. Идеалистический вариант эмпиризма представлен в философии английского епископа Дж. Беркли («Существовать – значит быть воспринимаемым»). Более последовательным субъективным идеалистом был Д. Юм. Родоначальником рационализма Нового времени является Р. Декарт, считавший единственной прочной, достоверной истиной формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». Философами – рационалистами были также Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Для философии марксизма характерен социоцентризм. Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика – источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования – результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе. Сегодня ни один из названных способов философствования не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому современная философия стремится к синтезу. Каждый способ порождает частично-истинные концепции бытия человека в мире, которые ограничивают и дополняют друг друга на пути к абсолютной истине. Мир философии полифоничен.

Основными направлениями новейшей философии являются прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др.), неопозитивизм (М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Х. Рейхенбах и др.), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю и др.), неотомизм (Ж. Маритен, Жильсон, Сертиланж и др.).

Русская философия XX века представлена такими именами, как Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (религиозный экзистенциализм; проблема свободы; свобода и творчество как формула человеческого существования), П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков (софиология), Н.О. Лосский (интуитивизм),. С.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий (евразийство), К.Э Циолковский, В.И. Вернад-ский, А.Л. Чижевский (русский космизм) и многими другими учеными.

В заключение подчеркнем, что понятие «исторический тип философствования» вводится для того, чтобы выразить исторически изменчивый характер самого процесса, акта философского творчества, его обусловленность объективными факторами духовного производства вообще. Многообразие же взглядов не уводит человека от истины, а, напротив, приближает к ней, так как позволяет каждому самостоятельно сделать выбор своей собственной позиции, сопоставить его с опытом предшественников.

1 философия как наука ее предмет круг проблем и функции.

Дословно переводится как любовь к мудрости. Ф дисциплина изучающая реальность и познания,отношегие человека к миру. Ф-форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия.

Функции ф:1мировоззренческая-у человека формируется мировоззрение

2Теоретико-познавательная-ф.познает мир,дает новые знания

3интергативная-ф.соединяет все знания и опыт накопленный человеком в единую картину мира.

4критическая-критически анализирует происходящие явления в чем то.

5методологическая-применение определ.методов позволяющие определить определ.знания.

Структура ф. 1онтология-изучает проблемы бытия

2гносеология-о познании

3логика-учение о законах и принципах мышления

4этика-учение о нравственности,морали.

5эстетика-учение о красоте

6соц.философия-изучает общество,его структуру

7ф.антропология-учения о человечестве и тд…..

Специфика ф. –взгляды ф не подвергаются эксперементальной проверке. –в ф нет прогресса. –в ф.существуют вопросы пока есть человек. –одного языка понятного всем философам нет.

2исторические типыфилософиии основные этапы ее развития

Первые исторические типы философии:ф древн.востока т.е индийская,древнеегипетская,китайская(мифология,религия.)

Античная ф(мифология,наука)рекомендовала человеку обратиться не к традиции а к разуму.

Средневековая ф-развивалась во взаимосвязи с религиейю

Ф эпохи возрождения-формируется под влиянием искусства(15-16вв)

Ф 19 века-Гердер,Кант,Гегель и др.

Ф 20-21вв-появились ф учения посвященные проблемам человека его судьбе

Периоды развития:1ф в рабовледельческом обществе.

2ф в феодальном общ.

3ф в переход от феодалзма к капитализму

4ф в эпоху учреждения капитала до возникновения марксизма

5ф в эпоху домонополистического капитализма,возникновения революционного движения пролетариата

6ф в эпоху империализма и пролетарской революции

7ф в эпоху построения социализма.

3Античная философия:этапы развития и основные проблемы.

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. до нашей эры) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в античном мире принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- материализм и идеализм. Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных форм общественного сознания. С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.

4философия средневековой европы

До сих пор очень актуальна тема средневековой философии, которая занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

5философия нового времени:характерные черты и проблемы

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках. Новое время - с XVI-XVII вв. и до начала ХХ в. - характеризуется в экономической сфере становлением и развитием частнособственнических отношений, основанных на саморегулируемой рыночной экономике и минимальном вмешательстве государства; в политической - переходом к буржуазным формам государствениости (конституционной монархии или республике), приоритетом прав личности, усилением правовых методов управления обществом (концепция правового государства; в духовной сфере - отказом от теоцентризма, господством рационализма и прагматизма, практической направленностью развития науки, включая философию. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

1-м этапом, своего рода переходным, можно считать философию эпохи Возрождения (Ренессанс), подготовившую почву для научных и философских концепций Нового времени.

Характерные черты философии эпохи Возрождения: отказ от теоцентризма, переход к пантеизму: Бог перестает рассматриваться как сверхличность, возникает идея, что Бог повсюду, что он как бы растворен в окружающем мире, что сама природа - это и есть Бог (концепция Николая Кузанского (1401-1464); антропоцентризм и гуманизм: В центр внимания философии должен стать человек и проблемы, с ним связанные (как в эпоху Античности); вера в неограниченные возможности человека как преобразователя природы, творца нового; человек фактически занимает место Бога в материальном мире и уподобляется ему; окончательное размежевание философии и религии; при этом от философии постепенно отделяется наука как отдельная форма мировоззрения.

В этот период (XIV-XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с достижениями науки, прежде всего с открытиями Н. Коперника (1473-1543), Дж. Бруно (1548-1600), Г. Галилея (1564-1642) и др. Выдвинутые идеи о вечности и бесконечности Вселенной, множественности миров, вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и другие полностью противоречили основным положениям христианской философской доктрины и привели к формированию новых философских идей на основе научной картины мира.

[редактировать]

Формирование рационалистической философии

2-й этап - XVII в. - формирование рационалистической философии.

Характерные черты философии XVII в.: основными проблемами философии становятся познание окружающего мира (проблемы гносеологии), разработка методов познания окружающего мира и самого человека; в рассмотрении проблемы бытия или устройства окружающего мира (проблемы онтологии) господствовала концепция деизма.

Исходя из преобладающего метода в процессе познания, возникли два философских течения:

а) эмпиризм (от греч. empeiria - опытный) или сенсуализм (лат. sensus - чувственный). Его сторонники, например английские ученые Ф. Бэкон (1561-1626) и Дж. Локк (1632-1704), считали, что в основе познания должны быть показания органов чувств, опыт, эксперимент, на которых строятся умозаключения по индуктивному принципу, т. е. от частного к общему. Дж. Локку принадлежит известный афоризм: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства»;

б) рационализм (лат. ratio - разум, мышление). Представители этого течения Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) разделяли мысль, что главную роль в процессе познания играет не чувственный опыт, а мыслительная (рациональная) деятельность человека, способность делать умозаключения. При этом рационалисты делали ставку на дедуктивный метод выработки умозаключений, т. е. от общего к частному;

Концепция деизма была разработана французским математиком и философом Р. Декартом. Суть ее в том, что Бог - это безличная разумная первопричина мира, в котором соединены две субстанции - духовная и материальная. Сотворив мир, Бог предоставил ему возможность самостоятельно развиваться на основе двух вышеупомянутых равноправных субстанций. Поэтому в структуре окружающего мира существуют два компонента - материальный и духовный, которые развиваются по собственным законам.

Иную картину бытия предложили голландский философ Б. Спиноза и немецкий математик и философ Г. Лейбниц. Оба ученых были сторонниками пантеизма и отождествляли Бога с природой. При этом у Спинозы основой мировоззрения является единственная субстанция - Бог (монистический подход), а у Лейбница основу окружающего мира составляет множество субстанций - монад (от греч. - единственный). Монады - это «духовные атомы» мироздания, к ним относятся Бог как высшая монада, человеческие монады, монады животного мира и неживой природы (плюралистический подход).

Особый интерес вызывают социально-политические и этические проблемы: именно в XVII в. начинает формироваться теория правового государства (работы Т. Гоббса и Дж. Локка). Б. Спиноза разрабатывает теорию о соотношении свободы и необходимости, оказавшую значительное влияние на философию XVIII-XIX вв. По его мнению, «свобода- это познанная необходимость»: если человек знает, почему произошло или происходит то или иное явление, значит, он свободен; тем самым свобода приравнивалась к знанию, и, следовательно, подобный подход открывал широкий простор для развития науки.

[редактировать]

Философия Просвещения

3-й этап - XVIII в. - господство философии Просвещения.

Характерные черты философии Просвещения: крайний рационализм, скептицизм и гносеологический оптимизм; идея прогресса; антиклерикализм; особый интерес к политико-правовым проблемам; идея самоуправляющейся рыночной экономики; выдвинутая в сфере этики идея «разумного эгоизма» сводилась к тому, что каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества (Ж. Ж. Руссо); просветители активно выступали за всемерное развитие системы образования, просвещение населения, борьбу с неграмотностью, повышение культурного уровня общества, считая эти меры главным залогом прогресса (отсюда и название эпохи - Просвещение).

В этот период на первый план выдвигается идея разумности всего существующего, любое явление должно быть поставлено на суд разума и здравого смысла человека и, если nротиворечит им, должно быть изменено. Развитие человечества движется в направлении к лучшему, более совершенному (с точки зрения разумности) состоянию.

У философов-просветителей сложилось крайне отрицательное отношение к господствующей католической церкви, началась критика ее злоупотреблений. Церковь воспринималась как главный тормоз на пути прогресса из-за ее догматизма и мракобесия, поэтому просветители выступали за отделение церкви от государства и системы образования, за широкую веротерпимость, секуляризацию (национализацию) церковных земель (лозунг Вольтера по поводу церкви: «Раздавите гадину!»)

Философы просвещения разработали теорию естественных прав личности (Т. Гоббс и Дж. Локк), теорию общественного договора при образовании государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), теорию истинной монархии и разделения властей (Вольтер, Ш. Монтескье), выдвинули идею о праве народа на сопротивление, если верховная власть не соблюдает естественные права человека и общественный договор (Ж. Ж. Руссо). Тем самым просветители заложили основы концепции правового государства и в идейном плане фактически подготовили революции в США и Франции и принятие в этих странах первых конституций в 1787 и 1791 гг.

В сфере экономики к философам-просветителям причисляют А. Смита и Д. Юма. Они выдвинули идею самоуправляющейся рыночной экономики на основе закона спроса и предложения, тем самым заложив основы экономического либерализма.

Основные представители: Вольтер (1694-1779), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), К. А. Гельвеций (1715-1771), П. А. Гольбах (1723-1789).

[редактировать]

Немецкая классическая философия

4-й этап - конец XVIII - первая половина XIX в. - господство немецкой классической философии, которая считается вершиной развития философской мысли Нового времени.

Характерные черты немецкой классической философии: особый интерес к теории познания (гносеологии) и этическим вопросам; стремление выработать всеобщие (абсолютные) законы развития окружающего мира и мышления человека; общий высокий научный уровень философских работ.

Представители: И. Кант, Ф. В. Шеллинг, И. Г. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах.

[редактировать]





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...