Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Западники: догнать Европу, переняв культуру, научные достижения, политич. и соц.устройство. Светскость, научность, независимость индивидов.
Славянофилы: продолжать развиваться по-прежнему (религия - православие, абсолютизм – саможержавие, общинность – народность). У России – свой путь.
ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО)
Течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства. Идеология 3. формировалась в кружках Станкевича (П.В. Анненков, Бакунин, Белинский, В.П. Боткин, Грановский и др.) и Герцена - Н.П. Огарева. Социальный состав представителей 3. весьма разнообразен: дворяне, купцы, разночинцы, ученые, писатели, журналисты. 3., объединяя довольно широкий круг мыслителей, никогда не было единой, сформированной на четкой, общепринятой системе взглядов школой.
К общим чертам идеологии 3. следует отнести:
1. неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре;
2. требование социально-экономических реформ по западному образцу;
3. подозрительное отношение к революционным методам разрешения социальных противоречий (мирный путь - посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы);
4. высокая оценка преобразований Петра I,
5. преимущественно светский характер философии.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)
Представители С: "старшие" славянофилы -Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Самарин; "младшие" - И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, П.В. Киреевский, Д.А. Валуев, Ф.В. Чижов и др.; "поздние" славянофилы - Данилевский, Страхов, в некоторой степени, Леонтьев. Можно выделить группу т.н. правых (официальных) славянофилов - М.П. Погодин и СП. Шевырев - которые использовали идеи С. в целях утверждения официальной политики и церковности Российской Империи. Основные журналы: "Москвитянин", "Русская беседа". Формально появлению С. и западничества способствовала дискуссия по поводу "Философических писем" (1829-1831) Чаадаева, которые задали тему - Россия и Европа. Сущность С. сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой (мессианской) роли во всемирной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I. Своеобразие России фиксируется в характере христианства (православие пришло на Русь в чистом, первозданном виде из Византии, а не с Запада, где учение Христа преломлено рационализмом теологов и философов), в соборности (ее двух аспектах: во-первых, общинном землевладении и артельности и, во-вторых, в гносеологии "живознания" (Хомяков), когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли). Запад не устраивал С. своим однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом. Россия же обладала защитой от этого в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность. Развитие этих качеств дает России шанс избежать социальных катаклизмов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних неурядиц, стать духовным и политическим центром славянства.
Критиковали креп.право (не по-христиански) и капитализм (за рационализм, независимость людей). За общину.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 899 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!