Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №18. 1. Становление художественного образования на Дону в 19 – начале 20 вв



1. Становление художественного образования на Дону в 19 – начале 20 вв.

«В 1805 г. на базе Народного училища в Черкасске открывается войсковая (на правах губернской) гимназия - первое среднее учебное заведение на Дону. Это была одна из первых гимназий в России. Она сыграла значительную роль в культурной жизни Донского края, став его культурным центром».

В 1805 г. в столице Области Войска Донского - Черкасске появился выпускник Академии художеств Ефим Копылов, который был рекомендован Советом Академии в первую Донскую гимназию учителем рисования. Однако в 1814 г. Копылов оставил преподавание в гимназии и полностью посвятил себя портретному творчеству, создав целую галерею парадных портретов донской военной знати, которые хранятся в Новочеркасском областном музее истории донского казачества и Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Официальный отсчет истории художественного образования на Дону ведется от 1896 г., когда Артистическое общество основало художественные классы, которые перешли позже в ведение «Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств». Руководил художественной школой в Ростове-на-Дону выдающийся донской художник Андрей Се-менович Чиненов (1855-1934), один из тех энтузиастов, которые взяли на себя трудную миссию по созданию начальных рисовальных школ в провинциальных городах России.

Художник-педагог А.С.Чиненов направлял свою деятельность на развитие школы высокого реалистического мастерства, придерживаясь академической системы обучения.

В 10-20-е гг. XX в. на Дону свою деятельность также осуществляли: художествен­ная школа им. М.А.Врубеля (г. Нахичевань-на-Дону), в работе которой принимали уча­стие С.Н.Агаджанян, М.С.Сарьян, Н.Е.Лансере, А.К.Ованесов, Д.А-Федоров; художест­венные классы академика И.И.Крылова, которые были им открыты в 1908 г. в г. Ново­черкасске; художественная студия красноармейских курсантов кавалерийских курсов, где преподавал рисование М.Б.Греков в 1920-1923 гг. (г. Новочеркасск); художественная студия в Каменске-Шахтинском, которую открыл известный передвижник Я.Д.Мин-ченковв 1924 г.

Преемником рисовальной школы А.С.Чиненова является художественное училище им. М.Б.Грекова, организованное в Ростове-на-Дону во второй половине 20-х гг. Оно более семидесяти лет было единственным средним специальным учебным заведением, го-товяпщм художников-педагогов для Ростовской области по учебным планам и програм-мам, утвержденным Министерством культуры РСФСР.

Е.Е.Лансере много делал для формирования новой художественной школы респуб­лик Кавказа. В течение двенадцати лет (с 1922 по 1934 гг.) он был профессором живопи-си в Академии художеств в Тбилиси, а с 1924 по 1930 гг. - деканом живописного фа-культета. За творческую и педагогическую деятельность Лансере был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.

Уроженцы Донского края выезжали до 1917 г. учиться в Петербург, Москву и дру­гие культурные центры России у больших мастеров, что способствовало передаче эста­феты традиций художников-передвижников, художников «Мира искусства», художни­ков-академистов в художественную жизнь юга России. В 20-30-е гг. эти художники вели серьезную работу художественного воспитания молодежи, постоянно работали творчески, щедро отдавали людям свои знания, талант и душевное тепло.

2. Педагогический рисунок: специфика, цели и виды рисунка.

Проведение практических занятий по рисунку имеют ряд особенностей, обусловленных своеобразием этого вида деятельности, потребностью в частном и разнообразном наглядном показе методов выполнения работы.

В распоряжении художника- педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации книг и альбомов, репродукции произведений искусства, учебные репродукции, таблицы плакаты, диафильмы, схемы, а так же рисунки самого учителя мелом на доске. Применение тех или иных средств наглядного пособия производится по усмотрению учителя, в зависимости от темы и задачи урока.

Впечатление, произведённое хорошей иллюстрацией, диапозитивом, репродукцией и особенно рисунком учителя, вызывает у школьников разнообразные ассоциации, способствует проявлению их фантазии и творческой активности. В ряде случаев рисунок учителя служит побудительным стимулом для изобразительной деятельности учащихся.

Изобразительную деятельность учителя, связанную С иллюстрированием учебного материала, дополняющую устное объяснение и осуществляемую непосредственно в ходе урока, принято называть пед. рисованием.

Пед. рисунки можно разделить на две группы: 1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе. 2. Небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся ли на отдельных листочках бумаги с целью иллюстрирования индивидуально объясняемого материала.

Важным качеством любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обоснованно упрощенный характер изображения, лаконизм и выразительность графических средств.

Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:

- иллюстрирование отдельных положений, устного объяснения

- демонстрация методической последовательности работы над рисунками.

- показ одной из стадий выполнения рисунка.

- разъяснение сущности строения изображаемых объектов

- показ принципов композиционного решении рисунков

-демонстрация тех. Приёмов работы, показ тех. Возможностей материалов.

-наглядный анализ правильных и не правильных решений изо задач

-объяснение особенностей выполнения рисунков.

Важным свойством пед. рисунка является то, что в нём передаются только главные особенности изображаемого объекта.

Рисунок учителя - авторитетное свидетельство правильности тех методических положений, которые высказывает учитель устно. Такой рисунок убеждает школьников в пользе и целесообразности учёбы, в необходимости овладеть изо грамотой. «Ученик в любой отрасли проникается особым уважением к своему учителю, когда видит, что тот не только говорит, но и на деле может показать то, чему он учит.

3. Как применяются светлотный и цветовой камертон в живописи? Метод Н.П. Крымова – художника-педагога.

По словам Н.П. Крымова: “живопись – есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала. Тон - степень светосилы цвета. Ошибка в тоне даёт неверный цвет. В реалистической живописи тон играет главную, определяющую роль. Цвет – это своего рода тембр, а тон – это как бы мелодия. Тон – обязательное и необходимое для живописи качество, как абсолютный слух для музыканта. Главной задачей живописи является передача общего тона картины, т.е. общее потемнение или посветление светосилы. От верной передачи светосилы взятого момента зависит и передача материала. Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал предметов”.

Живописный метод Крымова представляется исключительно простым и поучительным. Точный контур лежит в основе его живописи, определяя границы валеров. Живопись Крымова идёт не от предмета, не от восприятия формы, выраженной в рисунках, а от восприятия пространства, живописную организацию которого художник постигает, определяя соотношения, связь и относительную силу тонов. Крымов выражает пространство и предметы соотношением тонов, всецело базируясь на изучении природы. Поэтому тон крымовской живописи всегда правдив и реалистичен, он не выдуман художником, а является глубоким выражением самой натуры. Тональная ткань живописи Крымова создаётся из бесконечно внимательного анализа тонового выражения цвета. Крымов утверждал, что внутри картины должны соблюдаться тональные отношения”. Оставляйте запас светлот для писания светлого серого дня и солнечного дня. Если пишете солнечный день, то всякий свет – светлее всякой тени”.

Крымов всю жизнь боролся против локального цвета, отрывающего искусство живописи от натуры. Крымов от учеников требовал точности в изображении “…пишите верно, попадайте в тон”. Он доказывал, что всё дело в верности тона, а техника письма не имеет никакого значения.

Композицию Крымов отрицал начисто, как размещение предметов на холсте. Он говорил, что надо выбрать в натуре “любимый кусок” и дать вокруг него на холсте столько места, сколько нужно, чтобы написать этот кусок наиболее выразительно. “Всякое размещение, исходящее из величины и формы предметов” – условно. “Берите верный цвет и тон и кладите его на верное место”. “Проверяйте рисунок по вертикали и горизонтали”. “Всё время сравнивайте отношения”. “Старайтесь верно определить общее состояние”. “Пишите среду, в которой находится предмет”.

По слова Крымова свет определяет цвет и форму предмета. Один и тот же цвет предмета выглядит иначе, в зависимости от той среды, в которой он находится. Рефлекс на предмете никогда не будет светлее самой освещённой точки этого предмета.

Крымов рассуждал, что хорошо бы иметь в живописи, как и в музыке камертон, т.е. предмет, который не терял бы своей светосилы ни днём, ни ночью, ни зимой, ни летом, был бы постоянным, не меняющимся от окружающих условий. Он перебрал в уме различные предметы, но изобрести этот камертон ему казалось невозможным. А вот здесь вечером, наведя спичку на небо, он понял, что её пламя и может быть тем самым камертоном в живописи. Так как ни солнечный свет, ни другие источники света не могут изменить тон её огня.

Предмет, верно взятый в тоне, будет светиться сильнее, чем этот предмет, написанный гораздо более светлым, но неверным тоном. Верность общего тона и верность отношений между отдельными предметами в картине позволяет художнику без излишней детализации точно передавать общее состояние природы, правильно расставлять предметы в пространстве, убедительно передавать их материал, т.е. предавать на полотне подлинную жизнь.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1067 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...