Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура способностей к изобразительной деятельности. Условия активизации творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства



Система, обучения и воспитания художника – педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы. Под школой мы имеем ввиду прежде всего строгую систему в обучении и воспитании, добровольное подчинение учащихся предложенной системе и методам преподавания, строгость и чёткость в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики. В школе молодой художник, усваивая опыт прошлого. Академическое направление в художественной школе предусматривает не только вооружение учащихся знаниями и навыками, но и приобщение к творческой деятельности. Советская психология и педагогика утверждают, что развитие творческих способностей, творческой активности наиболее результативно в процессе обучения. следовательно, учебный процесс, учебная деятельность должна быть в центре внимания школы. Поклонники методов «свободного воспитания» считают, что наивный детский рисунок тем и прекрасен, что он выражает непосредственность восприятия мира, а в изобразительной деятельности ребёнок бурно проявляет свою творческую инициативу. Рисуя, ребёнок испытывает радость творческого созидания, и мя должны сохранить это у него на всю жизнь. Как только рисунок ребёнка приобретает правильность, он якобы теряет выразительность. Но возникает вопрос: а разве только в изобразительной деятельности ребёнок проявляет свою непосредственность, а в словесности, хореографии, музыке не проявляет? Во всех этих вопросах будущему художнику - педагогу необходимо хорошо разбираться. Несмотря на то, что все ученики усваивают одни и те же правила и законы академического рисунка, каждый рисующий по-своему воспринимает натуру и поэтому полного тождества в изображениях быть не может. Развивать в ученике творческую интуицию можно различными путями. П. П. Чистяков советовал при рисовании с натуры академической постановки внимательно следить за тем, чтобы фигура «была выражена во всех частях своих правильно», «чтобы нигде не фантазировать», а чтобы правильно уловить характерную особенность строения каждой мышцы, которые имеют отклонения «на волосок», - тут необходимо интуитивное чутьё». В этих случаях чутьё говорит, намекает на ошибку и знает, указывая место, где исправлять». Для активизации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ученика рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры. При творческом восприятии натуры педагог должен помочь ученикам увидеть в натуре главное, сориентировать их на чувственное, образное восприятие объекта. Характер творческой активности в процессе школьного обучения рассматривается нами с точки зрения активизации таких художественно – творческих способностей, как умение передать сходство, подметить в натуре характерное, передать материальную основу формы и закономерности её строения – пропорции, анатомическую структуру, фактуру поверхности и т. п. полученные знания и навыки не только активизируют творческую деятельность начинающих рисовальщиков, но и помогают приобрести опыт объективной оценки как своей деятельности, так и деятельности товарищей, способствуют формированию собственных критериев художественно – эстетической оценки.

Структура способности к изобразительной деятельности.

Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимают те психологические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются художественные способности, обладают не только художники – профессионалы и учащиеся художественных школ, училищ и вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, которые по различным причинам (условия жизни, отсутствие упорства и т. п.) не стали профессиональными художниками. Структура способности к изобразительной деятельности (как и других способностей) – явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. Термин «способности» неоднозначен. Способности – свойства души человека, понимание как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18 – 19 вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх. Природные способности: это способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. Общие: способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Специальные: способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Теоретические и практические: способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Учебные и творческие: отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, Анализируя способности к ИЗО, необходимо рассмотреть вопрос о том, что такое склонности, и в каких отношениях находятся склонности и изобразительные способности у человека, и прежде всего ребёнка. Повышенная склонность ребёнка к ИЗО служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному мастерству. Очень часто толчком к проявлению интереса к ИЗО, проявлению желания заняться рисованием, лепкой служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми. Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходства с изображённым объектом. Следующим важным показателем художественных способностей является наличие выразительной композиции. Внимательный анализ творчества великих художников говорит о том, что этот признак способностей к изобразительной деятельности был очень ярко представлен у каждого из них. Умение видеть в предметах и явлениях главное художники называют «поставленным глазом». Умение видеть даёт возможность рисовальщику отбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное. Не менее важным показателем способностей к художественному творчеству является большая любовь к изо сопровождаемая огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, лёгкость воображения каких – либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажа. Если у художника наблюдается высокая степень развития способностей, то обычно о нём говорят как о талантливом мастере. Более высоким качественным уровнем художественного дарования человека является гениальность.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 4297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...