Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. «Геометральный метод». Его суть, распространение, издержки и достоинства. Возможность использования в современной общеобразовательной школе.
(Метод обучения рисованию А. П. Сапожникова, названный «геометральным, скучным и далеким от запросов детей», стали считать непригодным для общеобразовательных школ. Геометральный метод преподавания рекомендовалось изъять из употребления и перейти на «свободное воспитание». Обучение изобразительной грамоте отвергалось, предлагалось лишь ознакомить детей с «приемами рисования».)
При геометральном методе, его основа заключалась в упрощении сложных задач, в установлении методической последовательности построения изображения от простого к сложному. (При геом. метод обуч. рисунку основ. на геометрии. По мнению приверженцев этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением. Согласно этому методу, все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруж геом фигура или тело) Для начинающего это крайне необходимо. Например, предлагая ребенку нарисовать бабочку, видим, что ему трудно сразу уловить основную, или, как выражаются художники, «большую», форму. Желая облегчить работу мы советуем ученику вначале наметить трапециевидную форму, а затем врисовать в нее живую форму натуры.
С 1888 г геом метод был введен во всех общеобразовательных школах. Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее. Однако очень скоро нашлись учителя, котор стали утрировать этот метод преподавания. От учеников стали требовать безукоризненной чистоты выполнения рисунка, точности и правильности вычерчивание геометрических фигур. Многие учителя неправильно понимали процесс обучения, подходили к урокам формально, сухо. Геом. фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой-либо связи с предметами реального мира.
В дальнейшем методика стала еще более искажаться (конце XIX — начале XX века) Не к. методисты умудрились перевести геом. метод в копировальный. Стали предлагаться метод обуч. рис по клеткам. Широк распростронен. получило стегмографическое рисование, т.е. постр. изобр. по заран. растав. точкам. Все это привело к тому, что оснавн масса преподавателей рисов обратилась к опыту сторонников натурального метода.
Между тем правильно используемый геометральный метод всегда давал положительные результаты в овладении основами реалистического рисунка, и Академия художеств должна была помочь методистам общеобразовательных школ разобраться в этих вопросах, тем более что в этот период еще действовали педагогические курсы при академии, где активно пропагандировался геометральный метод обучения рисунку. В архиве Академии художеств хранится большое количество письменных (курсовых) работ слушателей педагогических курсов, посвященных анализу преподавания И. Песталоцци, П. Шмида, братьев Дюпюи, А. Сапожникова и других.
2. Воспитание каких нравственных, гражданских и деловых качеств человека возможно на уроках изобразительного искусства?
Воля личности — это совокупность различных волевых проявлений и свойств. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании.
Целеустремленность является важнейшим свойством личности, выражающимся в способности человека осуществлять жизненные цели.
Самостоятельность проявляется в умении определять и совершать действия, поступки без помощи других, руководствуясь только своими убеждениями, взглядами и основываясь только на своих знаниях, умениях и навыках.
Необходимое условие развития и формирования самостоятельности — участие в той или иной деятельности.
Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь.
Решительность проявляется на всех этапах выполнения действия — при принятии решения, процессе его выполнения, при завершении действия. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках.
Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любую минуту, даже при неудачах и больших удачах.
Выдержанный человек — это человек, постоянно контролирующий себя, свои действия, поступки, человек, который умеет противостоять мимолетным влечениям, желаниям, настроениям, отвлекающим от главного, основного и способным привести к ненужным поступкам.
Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению.
Дисциплинированность означает осознанно подчинение своего поведения общественным правилам и нормам поведения.
Дисциплинированный человек сознательно без принуждения берет обязательства соблюдать правила современного общества и затем не только сам выполняет их, но и следит за их выполнением другими членами коллектива, общества.
Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевая трудности и опасности на пути к достижению цели. Мужественные поступки — это преодоление невзгод, страданий, лишений, это смелый вызов опасности, неуклонное продвижение вперед к намеченной цели.
В результате неправильного воспитания, отрицательных условий жизни у человека могут развиться качества, противоположные волевым качествам. Так, в противоположность самостоятельности иногда формируется внушаемость. Внушаемость выражается в неумении человека самостоятельно принять решения, самостоятельно организовать свои действия, в быстром, беспрекословном и некритическом принятии мнения других людей. Внушаемость проявляется у слабовольных людей.
Противоположной чертой решительности является нерешительность.
Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя. Неумение сдерживать себя обычно объясняется отсутствием специального воспитания, отсутствием высоких морально-нравственных оценок и убеждений.
Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с воспитанием ее идейных взглядов, идеалов, убеждений, мировоззрения. Воспитание воли неотделимо от воспитания чувств, сознания личности. Воля, чувства, сознание составляют единый комплекс, который приковывает к себе всю систему воспитания.
В процессе формирования личности художника особое значение имеет развитие целеустремленности, настойчивости; изобразительная деятельность, как и любая другая деятельность человека, требует постоянного, упорного и настойчивого труда. Только при этом условии возможен успех в изобразительной деятельности и возможно успешное формирование личности художника.
Воспитание волевых черт характера ребенка, его упорства, настойчивости проходит под постоянным контролем его сознания и тесно связано с его моральными принципами, чувствами.
Формирование идейно-политической убежденности С первых шагов занятий рисованием ребенок должен понять роль и значение искусства в жизни общества, в чем заключаются принципы партийности и народности искусства. Изобразительное искусство является одним из действенных средств воспитания нравственных, гражданских и деловых качеств народа. По силе воздействия на чувства и умы людей оно не имеет себе равных.
Искусство стоит вне политики, а творчество художника развивается лишь на основе его субъективного отношения к жизни и реальной действительности, что художник якобы независим от общества и всегда как бы возвышается над ним. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Творчество — это уникальное явление, а потому оно не может развиваться в интересах общества.
Художники-формалисты, как правило, подменяют в своем творчестве отражение реальной жизни произвольным субъективным вымыслом, игрой своего воображения. Такой метод художественного творчества приводит к необходимости умышленно искажать и разрушать реальную форму предметов, уводить зрителя от образов реальной действительности в мир бессмысленных, алогичных иллюзий.
Когда утверждают, что в учебном академическом рисунке нет индивидуальности, что все рисуют совершенно одинаково,
потому что выполняют одни и те же требования, то забывают, что каждый человек индивидуален и неповторим. Тот «ценностно-личностный аспект» действительности, который открывается художнику, а потом выражается в рисунке, неповторим, нов и «первичен», хотя художник и хорошо усвоил многовековую культурную традицию. Кроме того, надо понять, что правила, схемы, законы академического рисунка не дают возможности точно передать образ объекта наблюдения, они только помогают художнику понять характерные особенности этого объекта и он должен творчески эти законы использовать.
Основная задача художественно-графических факультетов — активно способствовать формированию духовного мира будущего педагога, его прочных идейных убеждений. Современный художник не может ограничиваться решением лишь чисто профессиональных задач, он должен уметь раскрыть в своем творчестве и идейное содержание. Оно может быть выражено и в учебной постановке. Чем содержательнее будет идейная окраска учебной постановки, тем более она сможет содействовать активизации творческой деятельности ученика, так как будет пробуждать его мысль, стремление найти для воплощения столь сложной тематики яркую художественную форму, запоминающиеся образы, вести поиск этих форм и образов.
Будущий учитель средней общеобразовательной школы должен знать, как, какими методами можно активизировать творческую деятельность своих учеников, как надо составлять (компоновать) натурную постановку, чтобы она содействовала решению задачи идейного воспитания. Уже на академических занятиях рисунком студенту следует подумать, почему педагог для очередной постановки натюрморта выбрал именно эти предметы, а не другие, для чего он скомпоновал их в таком виде и почему освещение он направил на предметы с данной позиции. При наблюдении за тем, как педагог составляет натурную постановку, студент должен понять, ради чего он все это делает, чтобы затем использовать этот опыт.
Помня о важности идейной направленности учебных постановок, студенту художественно-графического факультета следует уже на первом курсе попробовать свои силы в композиционном решении натюрморта, в котором бы идейное содержание было выражено ярко и убедительно. В педагогических институтах, где педагогическая практика начинается с первого курса, такая методическая и художественно-педагогическая подготовка становится просто обязательной.
Проблема развития творческих способностей особо острой становится на завершающем этапе обучения (IV—V курсы), когда студенты приступают к выполнению дипломной работы. Здесь открывается широкое поле для творческой деятельности и молодой художник может направить свою творческую деятельность на воплощение современной тематики, раскрытие ее идейной направленности. Студент, который берет тему сегодняшнего дня и академический рисунок выполняет с большим подъемом, старается заострить свое внимание на наиболее характерных особенностях натуры.
В наши дни искусство призвано, как никогда ранее, воздействовать на сложные процессы преобразования действительности, на нравственный облик и поступки людей, воспитывать их в духе коммунистических идеалов, активно бороться за мир во всем мире)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная проблема педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать.
Реализация задач воспитывающего обучения требует от каждого педагога владения методами обучения и воспитания как единой методикой учебно-воспитательного процесса.
Когда мы приобщаем детей к искусству, мы должны полнее раскрывать цели и задачи искусства, в особенности принципы реалистического искусства — принцип народности.
Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства, учителю рисования надо умело использовать их в воспитательных целях.
Учитель может включить в иллюстративный материал для этих бесед такие произведения, как "Бурлаки на Волге" и "Арест пропагандиста" И.Репина, "Ленин в Смольном" И. Бродского, "Оборона Петрограда" А. Дейнеки, "Допрос коммунистов" Б. Иогансона, "Ленин у прямого провода" И. Грабаря, "Утро индустриальной Москвы" К.Юона, "Рабочий и колхозница" В.Мухиной, "Фашист пролетел",А.Пластова, "Мать партизана" С. Герасимова, "Оборона Севастополя" А. Дейнеки, "Конец" Кукрыниксов, "Хлеб" Т. Яблонской, "На просторах подмосковных строек" и "Космонавты" А. Дейнеки. При этом педагог одновременно коснется истории становления и развития Советского государства и обратит внимание учащихся на патриотизм, героизм советского народа, проявленные в Великой Отечественной войне.
Особое внимание в таких беседах следует уделять эстетической стороне, умению художника подметить и выразить красоту и величие идеи, которая вдохновила его на создание этого произведения.
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям, познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.
Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание, воспитание чувств, умения глубоко пережить, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства об окружающей действительности.
Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1893 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!