Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учебно-воспитательные цели и задачи урока



Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:

Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.

1, Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача - расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образованного члена общества.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к

образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое ' рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятие рисунком и живописью; декоративная работа-составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.

2. В задачу занятий изобразительным искусством входит эстетическое и художественное воспитание.

Эстетическое воспитание - это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.

Роль эстетического начала в творческой деятельности человека огромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения.

Задача средне общеобразовательной школы - различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Гармоничное воспитание ставит своей целью повысить сознательность людей, воспитать в них патриотизм, любовь к своему Отечеству. Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус - не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования.

Одна из главных задач занятий рисованием - помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть.

Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирования их умения осознавать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать, сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме и фактуре. Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьного ' возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким.

Преподавание изобразительного искусства в школе осуществляет целый ряд учебно - образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя, таким образом, формированию материалистического мировоззрения.

Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.

Умение рисовать помогает всем: агроному, шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию, И конечно, в еще большей степени - архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования для подготовки подрастающего поколения к жизни.

Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе - это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать

Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества - организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной цели.

Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство. Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми.

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления, связанные с реальностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения, творчества. В задачу занятий изобразительным искусством входит также сохранение и поддержание у детей способности к восхищению и удивлению, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно - прикладном искусстве. Такие беседы знакомят учащихся с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Для осуществления перечисленных учебно - воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.

Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывая их возрастные особенности.

3. Как передаются в живописи объемные, пространственные и материальные качества объектов? Литература по живописи.

Объёмная форма, материал, взаимное расположение предметов в пространстве воспринимаются нами благодаря перспективе, светотени и цвету. Восприятие объёма и материала зависит от светотеневых и цветовых неравномерностей на поверхности предмета: смягчения границ, падающей и собственной тени, рефлексов и бликов. Пространство передаётся с помощью линейной и воздушной перспективы (линейная - сведение параллельных линий в одну точку на горизонте, уменьшение предмета по мере удаления от наблюдателя, перспективные построения.Воздушная обобщение по мере удаления т.е. без подробностей, без деталей, смягчение резкостей и контрастов, объёмности, насыщенности цветов по мере удаления объектов; из-за воздушной прослойки, цвета приобретают характер воздушной дымки. Ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые - одноцветными.) Материальность передаётся с помощью объёма и пространства, цвето-тоновых отношений, фактуры, выявление взаимосвязанных предметов и окружающей среды с учётом характера освещения.

Литература по живописи:

· Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты

· Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись

· Унковский А.А. Живопись

· Волков Н.Н. Цвет в живописи





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 7251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...