Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №10. 1. Значение методических ценностей обучения рисованию в России 18 – 19 вв



1. Значение методических ценностей обучения рисованию в России 18 – 19 вв. в современных условиях обучения изобразительному искусству.

Рисование в России широко внедряется в общеобразовательные учебные заведения в 18 веке. Для правильной организации методики преподавания рисования в этих заведениях была издана книга И.Д. Прейслера «Основные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству». В основе обучения у Прейслера лежала геометрия, которая помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета. Применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии, что применяется и в современном обучении рисованию.

В 1758 году по инициативе И.И. Шувалова в Петербурге была основана Академия художеств, где начала формироваться новая методика преподавания рисования Особенно необходимо академическое обучение при овладении рисунком - основой ИЗО, что не теряет своего значения и по сей день. Основа метода преподавания в Академии - рисование с натуры, большое значение отводилось личному показу. В современных программах обучения ИЗО большое значение также отводится рисованию с натуры и педагогическому рисунку (Кузин, Тереньтьев, Ростовцев).

Система и методика преподавания в России в 18 веке была отличной от многих академий. Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если в современных учебных заведениях студент обязан выполнить учебную программу в течение года, невзирая на успехи, то в Академии в 18 - первой половине 19 веков воспитанники переходили из одного класса в другой только достигнув определенных успехов. Такая методика преподавания заставляла каждого педагога более целенаправленно вести занятия с каждым учеником, учитывать его индивидуальные особенности. С приходом в 1769 году в Академию А.П. Лосенко метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы, что применяется и современных учебных заведениях.

К концу 18 - началу 19 века система методов преподавания строилась на четких дидактических принципах, таких, как принцип научности, воспитывающего обучения, системности и последовательности, которые лежат в основе и современных методик преподавания ИЗО.

К началу 19 века русская школа академического рисунка становиться лучшей в Европе. В этот период в рисовальных классах воспитанники академии досконально изучают натуру, профессора академии следят за тем, чтобы натура была изображена не только правильно, но и выразительно, что является важным требованием и современных условиях обучения ИЗО.

Доскональное изучение натуры было основным условием в академическом обучении рисунку, в тоже время большое значение придавалось умению видеть большую форму.

В этот период начинает получать свое развитие и рисунок по памяти. Следует упомянуть созданную В.К. Шебуевым методику рисования, основанную на «проверочном» рисовании, систему, где научная картинная плоскость применялась как посредник между рисующим и предметом, который он рисует. Метод обучения Шебуева был реалистическим, такое направление было прогрессивным в системе академического образования, в частности последовательное изучение строения человеческой фигуры, рисование частей тела и головы по отдельности, что применяется и в современной системе обучения ИЗО.

В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания для целой сети учебных заведений.

Методика, говорил Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. В этом отношении Гиппиус предвосхищает современное понимание методики преподавания как искусства преподавания. Во второй половине 19 века развитие академической системы художественного образования в целом идет по нисходящей.

Много нового внес в академическую традицию обучения К.П.Брюллов. Прежде всего, это метод индивидуального подхода к каждому ученику.

После 40 годов 19 века в корне меняется и обучение в Академии. В рисунке стала цениться голая виртуозность, техника.

Общие методические указания для учебных заведений должны быть едиными и учащиеся должны идти по пути постепенного накопления и углубления знаний и совершенствования умений, что имеет значение и для современных учебных заведений.

Крамской говорил так: «Преподавателю, прежде всего, нужно: отказаться от желания получить сейчас же щегольские рисунки, научить глаз ученика измерению и понимания видимой формы, сосредоточить все свое внимание на развитие в ученике понятий о предмете, о главных, типичных его очертаниях, и о законах, от которых они зависят», все эти мысли нашли свое отражение и в современных программах обучения ИЗО.

Чистяков считал, что обучение должно проходить как в начальной стадии, так и высшей на основе единых принципов, на научной основе. На рисование в общеобразовательной школе Чистяков смотрел как на общеобразовательный предмет. Хотя мы в общеобр. школе и не готовим художников, говорил Чистяков, однако преподавание должно проходить по всем правилам и законам этого искусства. Современная худ. педагогика высоко ценит заслуги П.П. Чистякова и использует основные положения его методики. Недостаток академической школы той поры заключался в том, что она не имела научно обоснованных методов преподавания, не отвечала новым требованиям жизни.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1615 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...