Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значение методических положений теоретиков и практиков искусства эпохи Возрождения в условиях современного обучения изобразительному искусству



Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Над проблемами искусства начинают работать лучшие мастера ИЗО искусства, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства. В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку - основе всех искусств.

Обучение ИЗО искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении учеников с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Худ. мастерские эпохи Возрождения – боттеги - были своеобразными научными лабораториями. Обучение рисованию в боттегах было тесно связано с композицией, в мастерских художников ученик овладевал рисунком в связи с композиционной работой.

Первый по времени труд - «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, где в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. Высказывание о содружестве теории и практики: «Как на практике, так и в умственном познании одна вещь учит другую. Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его только тот, кто упорно к нему стремится».

«Три книги о живописи» Альберти. Трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости. Несмотря на то, что работа была написана более 500 лет назад, основные положения и выводы, которые делает Альберти, принципиально не расходятся с совр. взглядами и установками академического рисунка. Он пишет, что эффективность обучения рисунку, заключается прежде всего в научном обосновании.

Характерной особенностью методики преподавания рисования в эпоху был метод личного показа. Альберти указывает, что он постоянно пользовался методом наглядного обучения. Серьезное внимание Альберти уделяет обобщению формы в рисунке. Он первым из художников стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу данные науки.

«Книга о живописи» Леонардо да Винчи, где его отдельные высказывания о методах обучения не утратили своего значения и в настоящее время они обогатили методику преподавания рисования, дали ей верное направление. Леонардо дает советы, как лучше организовать обучение рисованию: «Я говорю и утверждаю, что рисовать в обществе много лучше, чем одному и по многим основаниям».

Справедливые методические установки дает Леонардо для рисования предмета с натуры. Он указывает, что рисунок надо начинать с целого, а не с частей. Представляет интерес и метод закрепления пройденного материала путем рисования по памяти.

По мнению Дюрера, начальный период обучения требует особой методики. Особенно внимательно надо следить, чтобы в период воспитания ничто не ослабляло ум молодого художника, чтобы он не видел ничего плохого, а только хорошее. Эта мысль получит в дальнейшем свое развитие в Академии художеств.

При обучении рисованию и законам построения реалистического изображения на плоскости Дюрер на первое место выдвигал перспективу. Результатом многолетних занятий его стал труд «Наставления в измерениях циркулем и линейкой». Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера – «Учение о пропорциях человека». Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометр. док-во и математические расчеты.

Особенно большую ценность для худ. педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (обрубовки). Также серьезное внимание он уделяет личному показу при обучении рисованию.

Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Много внимания живописцы Возрождения уделяли изучению пластической анатомии. Причем они не только теоретически обосновали самые актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Большой вклад художники этой эпохи внесли в методику преподавания рисования, они направили следующие поколения художников-педагогов по правильному пути и способствовали становлению рисования как учебного предмета.

Поурочный план-конспект, календарный план и программа. Их взаимосвязь с учетом окружающих социально демографических и географических условий.

1этап. Предварительная подготовка учителя:

- изучение специальной методической и педагогической литературы,

- изучение программы по своему предмету,

- изучение учебника и учебных пособий по своему предмету,

- учитель должен знать программы по смежным предметам,

- изучение опыта других учителей.

2этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражены тема, задание,
графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам.

3этап.

- непосредственная подготовка учителя

- подготовка наглядных пособий используемых на уроке.

- написание конспекта урока.

Содержание конспекта:

тип урока: 1) комбинированный – изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщение и систематизация изученного,

контроль и коррекция знаний и умений, практическое применение знаний, умений.

вид занятия: (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, ДПИ и т.д.)

цель урока: (из программы)

задачи конкретного урока: развивающая, воспитательная, образовательная, отражение межпредметных и внутрипредметных связей (связь уроков труда, ИЗО, литературы, истории), наглядные пособия используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд), материалы для учителя и учащихся к уроку, литература к уроку (программа, методическое пособие, книги, фотоальбомы, литературные произведения), план урока по времени - это планирование времени на каждый структурный элемент урока, эскиз оформления доски,

ход урока: Описание урока, где каждый структурный элемент наполняется содержанием, в нем указываются использование учителем
методы обучения.

вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения, используемых учителем на уроке. Также конспект может быть

полным и кратким, в виде таблицы.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1520 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...