Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства



Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. По мере того, как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию (8-9 лет). После наступает снова интерес 15-20 лет, его переживают только дети, обладающие повешенной одаренностью в худ. отношении. Это охлаждение детей скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах.

Начальный период ИЗО деятельности – период действенного отношения к изображению и окружающим вещам. Рисунок мл. школьника – почти всегдаизображение события.

Существенное место на занятия должно быть отведено не только наблюдению, но и общению детей с элементами действительности, активной работе с такими худ. средствами, которые позволяют «действовать». Главная проблема – приохотить детей к занятиям рисованием и др. видами ИЗО. Для этого – применять интересные и разнообразные формы работы, формировать у детей взаимосвязи между наблюдением и ИЗО движением, т.е. умелости руки, послушности ее зрительному представлению.

Подростковый этап ИЗО деятельности – аналитический. В ср. возрасте замысел и выразительная задача становится тем стержнем, вокруг которого организуется постижение способов изображения. Необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Наибольшие трудности для детей представляют традиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства. Необходимым условием развития способностей учащихся является введение в структуру уроков ИЗО отдельных игровых элементов и игр.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Игровые моменты усиливают внимание детей, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Развивается зрительная память, глазомер, воображение. Игры способствуют их общему развитию через развитие детского ИЗО творчества.

3. Что такое конструктивная основа формы? «Конструкция» рисунка. (Приведите примеры).

Природа развивается и существует согласно определённым законам. В каждом предмете заключён закон построения объема, конструкции, анатомической структуры, соотношения частей и целого. Художники, наблюдающие природу, находят эти законы и используют их в своей практике. Начинающему же художнику знание этих законов особенно необходимо. При изображении предмета объёмной формы на двухмерной плоскости листа перед рисовальщиком стоит трудная проблема преодоления плоскостного изображения пятен и линий на плоскости бумаги. Для решения этой проблемы необходимо исчерпывающее изучение конструктивного строения самого предмета и осмысление его положения в пространстве.

КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА - определение формообразования, взаимного расположения частей и целого изображаемого объекта в пространстве.

Применение метода конструктивного анализа поможет начинающему рисовальщику лучше узнать, понять, изучить предмет, а затем изобразить его на плоскости.

Компонентами конструктивного анализа является сопоставление натуры с геометрическими телами, изучение линейной перспективы, пластической анатомии человека и животных, а также пластики растительных форм. В основе всего многообразия форм окружающего нас мира лежит не большая группа геометрических тел: шар, призма, конус и различные многогранные тела. Для того чтобы яснее и точнее представить себе конструкцию и объёмную форму предметов их необходимо сопоставить с теми или иными геометрическими телами.

Чтобы верно провести конструктивный анализ предмета, необходимо знание линейной перспективы. В овладении методом конструктивно- пространственного анализа поможет также пластическая анатомия. Знание костей, мышц, сухожилий, их взаимно связь поможет осознать строение человека и механизм его движения и расположения в пространстве.

В процессе выполнения учебного рисунка студент должен запомнить целый ряд правил, схем и законов построения реалистического изображения на плоскости, которые помогут ему в дальнейшем справляться со сложными задачами изобразительного искусства.

В рисунках каждого «крупного» художника, при самых различных положениях и ракурсах, можно всегда легко найти отражение закона внутренней конструкции головы и фигуры человека. Так на рисунке Дюрера, изображающем голову старика, ясно выражена конструктивная схема построения человеческой головы, которую художник разработал в своём трактате.

В старых академиях художеств законам конструктивного строения формы уделяли большое внимание. Многие выдающиеся художники-педагоги давали специальную теоретическую разработку методики раскрытия конструктивного строения формы предметов и ее использование в построении изображения. Так, в русской Академии художеств этими вопросами были заняты А.П. Лосенко, В.К. Шебуев и многие другие.

В пособии по рисованию, написанном Лосенко, мы находим специальные таблицы изображающие схемы конструктивного строения головы в различных поворотах.

Вначале 19 в. русский художник-педагог А.П. Сапожников сконструировал специальную модель из проволоки, которая наглядно раскрывала особенности конструктивного строения формы головы. Такую модель устанавливали рядом с натурой.

Чтобы усвоить принцип построения большой формы студенту следует выполнить специальное задание и воспользоваться методом упрощения формы, т.е. на начальной стадии рисунка рассматривать форму человеческой головы в виде скульптурного обруба, идти по принципу работы скульптора – от общего к частному. Многолетняя пед. практика показала, что студенты, которые хорошо изучили схему конструктивного строения формы головы, в дальнейшем легко справлялись с рисунком живой головы и с портретом. Для более твёрдого усвоения закономерности конструктивного строения головы студентам предлагались специальные задания только на линейно-конструктивное построение. Цель учебных заданий состоит в том, чтобы ученик изучил законы внутренней конструкции, механику движений, пластическую анатомию, перспективу и целый ряд других положений, необходимых для овладения искусством реалистического рисунка. Правила, законы, схемы построения формы являются отправной точкой к познанию действительности, помогают разобраться в сложной форме живого организма, и видеть в натуре в первую очередь самое главное.

Становясь на защиту традиционных правил, схем построения формы в рисунке, которые во многом облегчают изучение закономерностей строения природы, мы не считаем их непревзойденными, вечно существующими. Но можно с полным основанием утверждать, что эти правила настолько приближены к истине, что могут быть смело использованы в практике современного художника. Дюреровская схема построения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивное построение. Канон греков о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но, как общая закономерность пропорционального членения, она верна. В трактате Леонардо да Винчи есть рисунок, на котором он, прочертив три прямые горизонтальные линии, рисовал нескольких уродов с характерными носами, подбородками, затылками. Этим он хотел доказать, что даже при рисунке характерных голов, можно пользоваться греческими канонами

Ознакомление с классическими канонами приучает студента правильно наблюдать и определять пропорции, характерные в строении живой формы. Знание канонов помогает отмечать отклонение от канона, которые наблюдаются в натуре.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 3195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...