Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе



В концепции модернизации российского образования провозглашен тезис о более полном использовании нравственного потенциала «искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Это выражается:

- в совершенствовании качества художественного образования на основе обновления его содержания в условиях современного
педагогического процесса;

- в понимании цели художественного образования как непрерывного процесса, направленного на художественно-творческое развитие
личности;

- в повышении его значимости в системе общего образования.

Обратимся к основным программам художественного образования, появившимся в последнее десятилетие под грифом Министерства образования Российской Федерации.

Очевидный интерес представляет трактовка цели художественного образования. Она в целом у всех авторов программ сводится к формированию художественной культуры школьников как части культуры духовной.

Единый, в основном, подход авторов просматривается и в задачах, конкретизирующих цель школьного художественного образования. Среди задач достойное место у всех авторов занимают ценностно-познавательные и образовательные. Такие как систематическое накопление знаний об искусстве, осуществление с его помощью художественного познания мира. Во всех программах широко представлены прикладные задачи, связанные с развитием художественных способностей, умений и навыков художественно-творческой деятельности.

Если же обратиться к принципам и теоретической основе данных программ, то очевидна разница в концептуальных подходах к предметам искусства. При этом существенно важным является вопрос, связанный с типом мышления, которое формируется у учащихся в процессе познания жизни на основе педагогически направленного общения с произведениями искусства


Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему — человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие. Я предлагаю рассматривать: школьный предмет «Рисование» вовсе не как предмет развлекательного и ознакомительного характера. Эта дисциплина должна быть общеобразовательная, и по-своему значению нисколько не уступающая любой другой. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- Обучение ребят основам изобразительной грамотности, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

- Воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, интереса и любви к прекрасному.

- Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных
способностей.

Если детей не учить изобразительной грамоте, то, становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У ребят наступает разочарование, неверие в свои силы и многие совсем перестают рисовать. Поэтому учителю очень важно не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, знакомя учащихся с новыми и новыми навыками рисования на основе изучения законов реалистического изображения в доступной форме.

Известно, что в обучении необходимо соблюдать последовательность, выстраивать систему, которая приведет ученика к поставленной перед ним цели. Ребенок должен увидеть, осознать и понять к чему он идет и какими средствами добивается результата. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся средней школы. Средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

В пятом классе изучается группа декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрываются присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов.

Шестые и седьмые классы изучают собственно изобразительное искусство. Здесь формируются основы грамоты художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.

Центральными темами в изобразительной деятельности моих учеников, в их художественном творчестве являются темы с ярким патриотическим содержанием. На уроках ИЗО мы изучаем символы России и Тувы, историю костюмов, быта, народных промыслов русских и тувинцев.

В преподавании своего предмета я использую следующие принципы: воспитывающее обучение, научность преподавания, систематичность и последовательность, сознательность и активность, доступность обучения, наглядность и проблемное обучение. Соблюдение этих принципов способствует успешному выполнению учебно-воспитательных задач.

Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.

Словом рисунок мы называем не только очертание какого-либо предмета, но и всякое упорядочение формы в изображении. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и т.д. Рисунок, по словам Микеланджело, – “это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки”.

”Рисование – это путь познания реальной действительности, сложный процесс усвоения законов строения форм предметов реального мира, процесс живого, эмоционального отображения их в рисунках. Задача студента – понять и усвоить те законы, которые помогают правильно видеть и отображать природу, овладеть методом, который облегчает и упрощает путь познания мира. В природе имеется много неуловимых, скрытых законов строения форм, которые неопытному, начинающему художнику сложно увидеть, а тем более понять.

Учебный рисунок и раскрывает эти законы природы, помогает понять их и обучает тому, как их следует использовать в практике изобразительного искусства. Учебное рисование имеет свои специфические особенности и свой систематический курс рисования. Перед курсом учебного рисунка стоит задача – дать учащимся сумму конкретных знаний и практических навыков. Этот курс должен научить студентов правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую действительность, помочь им понять законы в практике построения изображения.

Учебный академический рисунок – учебная дисциплина, раскрывающая принципы построения реалистического изображения на плоскости и дающая будущим художникам педагогам художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

В учебном рисунке перед учащимися ставятся учебно-образовательные задачи: они овладевают знаниями, накопленными веками, но сами не открывают новых правил и законов, они не занимаются экспериментированием, а познают, при соблюдении основных методических и дидактических принципов, уже известные истины.

Учебный рисунок создается под руководством педагога. В этом рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения рисунка, учащийся с помощью педагога усваивает правила графического изображения, познаёт законы конструктивного строения формы предметов, их наиболее характерные особенности, законы перспективного построения реалистического изображения на плоскости, законы распределения света на предметах. В том случае, когда отсутствует руководство со стороны педагога, т.е. когда не ведётся методологическая работа в обучении правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать, рисование перестает быть учебным предметом. Оно становится предметом обучения только тогда, когда педагог систематически руководит работой учащихся, т.е. соблюдается методическая последовательность в изложении материала, перед учащимися ставятся учебно-аналитические задачи.

Учебный рисунок не может превратиться в эксперимент, не может опираться на неизвестное и случайное. Он опирается только на конкретные знания, перешедшие по традиции и проверенные опытом работы многих мастеров.

Академическое рисование должно преследовать прежде всего учебные цели. Оно должно иметь в своей основе учебно-аналитические задачи.

Академическое рисование с натуры – это определённая система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития навыков. Курс академического рисования, ставя перед собой задачу - дать знание объективных законов развития и строения природы, знание основных правил изобразительного искусства, включает целый ряд практических и теоретических дисциплин. Эти дисциплины помогают познать и осмыслить окружающий нас мир, понять закономерности строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 6678 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...