Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XII. — разделение труда и мануфактура 365





члены принадлежащего ему совокупного механизма; общественное разделение труда противопоставляет друг другу независимых товаропроизводителей, не признающих никакого иного автори­тета, кроме конкуренции, кроме того принуждения, которое яв­ляется результатом борьбы их взаимных интересов, — подобно тому как в мире животных Ъе11ит отшит соп1га отвез [война всех против всех] есть в большей или меньшей степени условие существования всех видов. Поэтому то же самое буржуазное сознание, которое прославляет как организацию труда, повышаю­щую его производительные силы, мануфактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной опе­рации и безусловное подчинение частичного рабочего власти капи­тала, — это же самое буржуазное сознание с одинаковой горяч­ностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как поку­шение на неприкосновенные права собств енности, свободы и само­определяющегося «гения» индивидуального капиталиста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда воз­ражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы все общество в фабрику.

Если анархия общественного и деспотия мануфактурного раз­деления труда взаимно обусловливают друг друга в обществе с капиталистическим способом производства, то, наоборот, более ранние формы общества, в которых обособление ремесл естественно развивается, затем кристаллизуется и, наконец, закрепляется за­коном, представляют, с одной стороны, картину планомерной и авторитарной организации общественного труда, с другой сто­роны — совсем исключают разделение труда внутри мастерской или развивают его в карликовом масштабе, или же лишь спора­дически и случайно59.

Так, напр., первобытные мелкие индийские общины, сохра­нившиеся частью и до сих пор, покоятся на общинном владении землей, на непосредственном соединении земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при основании каж­дой новой общины дает готовый план и схему производства. Каж­дая такая община образует самодовлеющее производственное целое, область производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная масса продукта производится для непоеред-

6' «Можно... даже принять за общее правило, что чем менее подчинено авторитету разделение труда внутри общества, тем сильнее развивается разделение труда внутри мастерской и тем сильнее оно подчинено- авторитету одного лица. Таким образом, по отношению к разделению труда авторитет в мастерской и авторитет в обществе обратно пропорциональны друг другу» (Каг1 Магх: «Ьйаёге он 1а РпПозорЫе». Рагёз 1847, стр. 130, 131). [К. Марке; «Нищета философии». Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. V, стр. 385.]


ственного потребления самой общины, а не в качестве товара, а потому само производство не зависит от того разделения труда во всем индийском обществе, которое опосредствуется обменом товаров. Только избыток продукта превращается в товар, и притом в значительной своей части лишь в руках государства, к которому с незапамятных времен притекает определенное количество про­дукта в виде натуральной ренты. В различных частях Индии встречаются различные формы общин. В общинах наиболее про­стого типа обработка земли производится совместно, причем про­дукт разделяется между отдельными членами, тогда как пряде­нием, ткачеством и т. д. занимается каждая семья самостоятельно как домашним побочным промыслом. Наряду с этой массой, заня­той однородным трудом, мы находим: «главу» общины, соединяю­щего в одном лице судью, полицейского начальника и сборщика податей; бухгалтера, ведущего счет земледельческим операциям, кадастрирующего и регистрирующего все, сюда относящееся; третьего чиновника, преследующего преступников, охраняющего иностранных путешественников и сопровождающего их от де­ревни до деревни; пограничника, охраняющего границы общины от посягательства соседних общин; надзирателя за водоемами, который распределяет из общественных водоемов воду, необхо­димую для орошения полей; брамина, выполняющего функции религиозного культа; школьного учителя, на песке обучающего детей общины читать и писать; календарного брамина, который в качестве астролога указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное время для различных земле­дельческих работ; кузнеца и плотника, которые изготовляют •и чинят все земледельческие орудия; горшечника, изготовляю­щего посуду для всей деревни; цырюльника; прачечника, мою­щего одежду; серебряных дел мастера и, в отдельных случаях, поэта, который в одних общинах существует вместо серебряных дел мастера, а в других — вместо школьного учителя. Эта дю­жина лиц содержится на счет всей общины. Если население воз­растает, на невозделанной земле основывается новая община по образцу старой. Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, но мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника и т. д. остается неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины деревень, встре­чаются вместо одного два-три кузнеца, горшечника и т. д.60. Закон, регулирующий разделение общинного труда, действует здесь с непреложной властью закона природы: каждый отдельный ре­месленник, напр. кузнец и т. д., выполняет все относящиеся к его

*° Подполковник Магк ТУйкз: «ШвЬог'ювЛ. 8ке1сЬев о! 1Ье 8оиШ рГ 1всиа». Ьопйап 1810—1817, т. I, стр. 118—20. Хорошее сопоставление различных форм индийских общин можно найти у Сеог§е СапгрЬеШ «Мойехп 1псЦа», Ьопс1оп 1852.


23*


366 ОТДЕЛ ЧЕ ТВЕРТЫЙ.— ПРОИЗВОДСТВО ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...