Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функционализ



— архитектурное течение, оказавшее большое влияние на развитие архитектуры 20 в. Наиболее характерные черты функционализма — первоочередное внимание к функциональному назначению зданий, использование достижений науки и техники (в частности, новых материалов), экономичность, предельная простота форм, отказ от декора.

Функционализм сложился в начале 1920-х гг. как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств относительно широким слоям населения. В этом отношении функционализм был как бы ответом на подъем рабочего движения в послевоенной Европе. Осн. внимание представителей функционализма было направлено на такие объекты, как жилая ячейка («минимальное жилище»), жилой поселок, фабрики, школы, больницы, магазины и др., а также мебель и внутр. оборудование зданий.

Функционализм был очень широким, но противоречивым и неоднородным течением (см. Рационализм, «Новая архитектура»). Его подъем приходится на период от сер. 1920-х до нач. 1930-х гг. Наиболее крупные представители функционализма — В. Гропиус, JI. Мис ван дер Роэ, Б. и М. Таут, Э. Мендельсон, Г. Мейер, Э. Май (Германия), Ш. Ле Корбюзье, А. Люрса (Франция), Я. И. Ауд, Г. Ритвелд, И. А. Бринкман (Голландия), Р. Нейтра (Австрия), И. Гавличек (Чехословакия), С, Марке л иу с (Швеция), X. Вильягран Гарсиа, X. О'Горман (Мексика) и др. В это время идеи Ф. частично совпадают с органической архитектурой (напр., первые постройки А. Аалто, Г. Херинга, Г. Шаруна).

Последовательное выражение функционализм получил в деятельности немецкой Высшей школы архитектуры и прикладного искусства (Баухауз), руководимой в 1919—28 В. Гропиусом. Здесь был разработан «функциональный метод» архитектурного творчества, включавший глубокое изучение функциональных требований; внедрение новейших достижений науки и техники; усиленное внимание санитарно-гигиенич. условиям; массовость и стандартизацию, заводское изготовление элементов, сбор- ность; синтез искусств на основе архитектуры; коллективный характер архитектурного творчества; перестройку спец. образования.

Сходные задачи, но на иной социальной основе, ставили в то же время советские архитекторы бр. Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, М. Барщ (см. Конструктивизм), Н. Ладовский и др.

К наиболее употребительным композиционным приемам Ф. следует отнести: асимметричное расчленение различных по назначению объемов, построение этих объемов в соответствии с внутр. пространством; строчную застройку (требование равной инсоляции); использование навесных стен и больших поверхностей остекления, цветовых и ритмических закономерностей и т.д. Для устранения противоречий между формами осуществленных сооружений и изменяющейся во времени функцией были выдвинуты идеи гибкого плана, универсального пространства, его трансформации и т.д. Нек-рые представители функционализма недооценивали идейно-эстетич. сторону архитектуры, считая, что функционально совершенная форма есть синоним прекрасного (тезис Ауда: «что хорошо функционирует, хорошо и выглядит»).

После 2-й мировой войны опыт функционализма был использован при восстановлении городов, в жилищном стр-ве, в создании новых типов зданий. Однако с начала 1950-х гг. кризис Ф. все более углубляется; в современной практике Ф. противостоят формалистические крайности органической архитектуры, новая волна неоклассицизма, увлечение техницизмом.

Людвиг Мис ван дер Роэ (27 марта 1886, Ахен — 17 августа 1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

В 1911—1912 г. руководит строительством здания немецкого посольства наИсаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища вШтутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф.

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды.

С 1930 по 1933 г. Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала вДессау, потом в Берлине.

Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.

Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.

В 1946—1951 г. в местечке Плейно (Иллинойс) Мис строит «Стеклянный дом» для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикагоженщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...