Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модерн в Англии, Бельгии. А. Гауди



Стиль модерн возник в европейскойкультуре в конце 19 века, и хотябыл в модевсегонесколькодесятилетий, оставилзаметныйслед в искусстве и архитектуре. В основе стиля модерн в архитектуре – стремлениеизменитьвзгляд на эстетику зодчества, противопоставление нового подходаэклектике в искусстве. Этот стиль требовалоригинальноготворческогоподхода, профессионализма в разных сферах: архитектуре, скульптуре, живописи. Развитие модерна былопрерваноПервоймировойвойной. ОбъединивмотивыЗапада и Востока, элементысредневековья и историческихстилей, модерн былдалек от эклектики, создавновыеподходы к зодчеству. Основнаяфилософия стиля – использованиеразличныхкомпозиционныхприемов, подчиняющихсооружениеоднойидее.

Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно как эстетически красивых, так и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Бельгия

Стиль модерн зародился в Бельгии. Бельгийца Виктора Орта (VictorHorta, 1861 —1947 гг.) считают родоначальником модерна. Именно он первым применил в архитектуре линию, названную «удар бича», ставшую эмблемой стиля и используемую в самых разных элементах архитектуры. Орт предложил использование большого количество стекла в сочетании с металлом, придавая фасадам и интерьерам декоративную выразительность. Несущим конструкциям, выполненнымизжелеза, он придавалнеобычныеформы, напоминающиекакие-тофантастическиерастения. В 1901 г. в Брюсселе Орта построил магазин «Инновасион». Знамениты его особняки Эйтвельд и Сольвейг, дом Тасселя.

Англия

В Англиисуществуеточеньнемногопримеровзначительнойархитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то чтоначиная с 80-х гг. XIX в. англичанеразработалимножестводекоративных форм этого стиля, преждевсего в областиоформления книг и тканей. В то же время в Шотландииширокуюмеждународнуюизвестностьприобрел архитектор Чарльз РенниМакинтош (1868—1928), особенноблагодарясвоиминтерьерам и мебели.

Исследователи указывают на наличие элементов модерна в Вестминстерском соборе архитектора Джона Бентли (JohnBentley. 1839-1902 гг.). В его декоре присутствуют изогнутые линии, объединение разных мотивов в единое целое.

Английский модерн проявилсяболеевсего в графике (О. В. Бёрдсли), декоративномискусстве и дизайне (А. Нокс, К. Дрессер, Ч. Р. Эшби). Архитектурный авангард рубежавеков в основномразвивалидеи, воплощавшиеся в английскомзагородномсельскомкоттедже (единствоформы и функции). Наиболееизвестныйархитектор того времениЧарлз Ф. Э. Войси (1857-1941 гг.) рассматривалжилойдомкакпроизведениеискусства. Он создавал рисунки обоев, ковров, проектировалмебель и различныепредметыобихода.

Анто́ниПла́сидГильéмГауди́-и-Курне́т 1852, Реус, Каталония — 10 июня 1926, Барселона) — испанский архитектор, представитель стиля модерн. Сынкузнеца. С 1868 г. жил в Барселоне, гдесоздалбольшинствосвоихпостроек.

Гауди не выдвигалкаких-либопрограмм и былархитектором-одиночкой, фанатично преданнымсвоемуделу.

Он единоличновыполнял весь комплекс проектныхработ, в том числеимпровизированнопроектировал «на месте», вовремяпроведенияавторскогонадзора. Строителямдаже приходилось переделывать уже готовые части отделки до тех пор, пока результат не удовлетворялархитектора. Своеобразиеархитектуры А. Гауди и каталонского модерна в целомобъясняетсяспецификойразвитияиспанскойархитектуры, в которойсоседствовали и нередкосмешивалисьзападноевропейские и арабскиемотивы.

В творчествеГаудиорнаментальноебогатствоисламскогоискусстваинтегрировалось с готическойконструктивнойлогикой, безудержнойбарочнойпластикой форм и антиклассицистическойяркостьюцвета. Традиционные для интернационального модерна декоративныемотивы (линияудара бича, развевающиесяженскиеволосы, ирисы и т. д.) почти не встречаются, а палитраиспользуемыххудожественныхприемов и материаловнастолькомногообразна, чтокажетсянепредсказуемой.

Тяга к разнообразию и богатейшаятворческаяфантазия, пронизывающиетворчество А. Гауди, делаютегоработы непохожими друг на друга и нередковыводятихизпривычных рамок модерна. МногиеработыГауди удалось реализоватьблагодаряфинансовойподдержке графа ЭусебиоГуэля, дававшегонеограниченныйпростор для творческойфантазии автора. По его заказу в Барселонебылипостроеныдворец, усадьба, парк и колония.

ДворецГуэля (1886-1889 гг.) — одно изранних, но уже выдающихся и показательныхпроизведенийархитектора. Фасад этогозданияотносительнострог и композиционноупорядочен. Семнадцатиметровыйкупольный зал являетсякомпозиционным стержнем дворца.

Живописностьегоасимметричного, перетекающего по горизонтали и вертикали многоплановогопространстваусиливаетсядинамичныместественнымосвещением. Светпроходит через арки соседнегохолла, изоконбашни, круглого зенитногофонаря и небольшихкруглыхотверстий купола, создающих образ звездного неба.

Значительную роль в художественномобразе зала играетвзаимодействиеразличныхстроительных и отделочныхматериалов, дополняющихили контрастно противопоставляющих друг другу свою фактуру, цвет и тектоническуюзначимость. В конструкцияхиспользованжелезобетон, изкирпичавыложеныплоскиесводы. Солирующими же материалами стали полированный и матовыйкаменьразличныхоттенков (стены, колонны, порталы, арки, облицовка купола) и металл (балки, ограждениялестниц, решетки, кованыеэлементыосветительнойарматуры).

Выдающиесяпостройки Д. Кваренги – Эрмитажный театр и здание Смольного института. XIX век. Завершающийэтапклассицизма. Казанский собор А. Воронихина, зданиеГлавногоАдмиралтейства А. Захарова, ансамбль стрелкаВасильевского острова с центральнымзданием – Биржей (Тома де Томон), К. И.Росси.

Джа́комоАнто́ниоДоме́никоКваре́нги, в старом написании Гваренги (1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) — архитектори ведутист итальянского происхождения, едвали не самыйплодовитыйпредставитель палладианства в русскойархитектуре. Почётный вольныйобщник ИмператорскойАкадемиихудожеств.

Эрмитажный театр — театральноездание, в Санкт-Петербурге построенное в 1783—1787 гг. (фасад былзавершён в 1802 году) по проекту архитектора Дж. Кваренги в традицияхантичнойархитектуры.

Здание театра Дж. Кваренги выделяет двухэтажной рустованной частью, неглубокой лоджией с большим ордером между боковыми ризалитами и особенно – театральным залом, на созданиекоторогоповлиялтеатр Олимпико в Виченце спроектированный АндреаПалладио.

Над фойетеатра до сих пор можнообнаружитьдеревянныеперекрытия и стропила конца XVIII века.

Смольный институт — здание Смольного институтаблагородныхдевиц, возведённое не позднее 1806 года вПетербурге по проекту Джакомо Кваренги. Памятникистории и архитектуры классицизма, резиденция губернатора Петербурга, а также музей. Наиболееизвестноэтозданиеключевойролью в событиях Октябрьской революции1917 года.

Послеоснования Санкт-Петербурга на территории нынешнего Смольного проспекта находился СмолянойилиСмольныйдвор, на которомхранили смолу для Адмиралтейскойверфи и флота.[1]

Работы по проектированию и строительствусуществующегозданиябылиначаты в самомконцецарствованияЕкатерины II. В планеархитектурыСмольныйпродолжаетцепочкуобщественных зданий 1790-х годов, в которыхКваренгиварьируетодни и те же палладианские мотивы. ИзсооруженийэтойгруппыСмольныйстроилсяодновременнос Екатерининским інститутоми после Ассигнационного банка.

Каза́нскийкафедра́льный собо́р — один изкрупнейшиххрамовСанкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построенна Невском проспекте в 1801—1811 годахархитектором А. Н. Воронихиным для хранениячтимогоспискачудотворнойиконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 годаприобрелзначениепамятникарусскойвоинскойславы. В 1813 годуздесьбылпохороненполководец М. И. Кутузов и помещеныключи от взятыхгородов и другиевоенныетрофеи.

В 1932 годупревращен в Музей историирелигии и атеизма, с 1991 годадействующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозициеймузея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархииРусскойПравославной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.

Собор далназвание Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересеченииНевскогопроспектаи канала Грибоедова.

Император Павел I пожелал, чтобыстроящийся по еговелению храм былпохож на величественный Собор Святого Петрав Риме. Отражениемэтогопожелания стала возведённаяА. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиознаяколоннадаиз 96-и колонн. Есликолоннадасобора святого Петра в Риме замыкаетплощадь, то колоннадаКазанскогособорараскрывается к Невскому проспекту. Такоеархитектурноерешение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всемистроителямихрамов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружениявынужденыбыли стоять боком к главноймагистралигорода. Колоннада позволила сделатьсеверную, боковуючастьсобора, парадной. Купольныйкрестсобора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, севернойстороны в полной мере не виден. С юга собор должнабылаукрашатьтакая же колоннада, однакозамыселА. Н. Воронихина не былдоведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западномкрылеколоннады. Закрепивконцыколоннадымонументальными портиками, Воронихиноформилпроездывдоль канала и улицы, в сторону которойбылобращензападный фасад собора.

*****

ЗданиеГлавногоАдмиралтейства — шедевр русскогонационального зодчества, одно извысшихдостиженийархитектурырусскогоклассицизма. Обликздания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итогедлительнойстроительнойдеятельности на протяжениивсего XVIII и первойчетверти XIX столетия.

Адмиралтейство — перваярусскаякораблестроительнаяверфь на Балтийском море — заложено 5 ноября 1704 года по собственноручномучертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями — земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

ПервоепетровскоеАдмиралтействобылофахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширныеодноэтажныестроениярасполагались«покоем», ограничиваяоткрытоекНевепространствоверфисдоками, эллингамииканалами.

В 1721 годуначаласьзаменафахверковыхадмиралтейскихстроенийкаменными.

В 1732 году архитектор И. К. Коробов приступил к перестройке центрального каменного корпуса и к сооружению башни, увенчанной позолоченным шпилем. Работы по перестройке Адмиралтейства и сооружению башни и шпиля были закончены в 1738 году.

В 1783 годувсвязисбольшимпожаром, уничтожившимчастьстроенийАдмиралтейства, былорешеноперевестиеговКронштадт. ВажнейшиммотивомдляпринятиятакогорешениябылаблизостьАдмиралтейства к Зимнему дворцу и кварталам, застроенным дворцами знати и домами дворянства и купечества. Но реализовать этот замысел не удалось. Вот почему перед строителями, реконструировавшими в начале XIX столетия центральные районы города, возникла необходимость изменить облик столь утилитарного сооружения, примитивного по характеру своей архитектуры, за исключением эффектной башни с её стройным шпилем, увенчанным корабликом-флюгером.

Эта задача была решена гениальным русским зодчим А. Д. Захаровым.

Работыпо перестройке здания Адмиралтейства первоначально предполагалось ограничить только фасадами, сохранив старые стены и фундаменты здания. В процессе проектирования Захаров убедился в необходимости внутренней перепланировки.

Разработанныйимпроектбылутвержден 23 мая 1806 года. После утверждения проекта начались работы по перестройке восточного крыла здания против Зимнего дворца. К началу 1812 года была закончена реконструкция коробовской башни и венчающего её шпиля. В этих работах Захаров показал себя искуснейшим строителем. Перестройка башни Адмиралтейства была сложнейшей конструктивной задачей.

Захароврешилоперетьпятысвода, возведенногонадаркойглавныхворот, настарыекоробовскиестеныздания, начто, пословамодногоизсовременников, «редкий, а может быть и никто не мог бы решиться».

Сохранивнадбашнейкоробовскийшпиль, ЗахаровподчеркнулпреемственнуюсвязьновогозданияспетровскимАдмиралтейством, сыгравшимвыдающуюсярольвразвитиирусскогофлотанаБалтийскоммореивстроительственовой столицы.



Мотив широкой арки, прорезающей центральную часть здания, Захаров повторил в фасадах двух симметричных павильонов, обращенных к Неве и завершающих восточное и западное крылья.

Отечественнаявойна 1812 годапрерваластроительныеработы. Онивозобновились только в 1814 году и были закончены в 1823 году уже после смерти Захарова его помощниками, архитекторами Д. М. Калашниковым, И. Г. Гомзиным и др.



Из интерьеров наиболее эффектен вестибюль с парадной лестницей, украшенный великолепной колоннадой и скульптурой. Колоннады использованы также в оформлении библиотечного и конференц-зала, осуществленных, как и лестница, по чертежам Захарова.

СледуетотметитьважнейшуюособенностьгениальногопроизведенияЗахарова: зданиеГлавногоАдмиралтейства— наиболее выдающийся в истории русского зодчества пример раскрытия идейного содержания архитектурного произведения средствами скульптуры. Захаров привлек к участию в работах лучших русских скульпторов своего времени во главе с Ф. Ф. Щедриным.

Главныйгорельеф «Заведение флота в России» (скульптор И. И. Теребенев) на аттике башни связан с функциональным назначением и историей здания. На горельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец — символ власти над морем. Боковые части горельефа заполнены фигурами тритонов и нимф, занятых кораблестроительными работами и приветствующих уже спущенные на воду суда. Созданная Теребеневым многофигурная композиция — одна из вершин русской монументальной скульптуры.



Наиболее насыщенно и содержательно скульптурное убранство башни. По сторонам главной арки на гранитных пьедесталах установлены скульптурные группы «Нимфы, несущие глобус», высеченные из пудостского камня по модели скульптора Щедрина. Им же исполнены статуи Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра, стоящие на углах аттика башни. Двадцать восемь статуй над верхней колоннадой башни символизируют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных ветра, богиню Изиду — покровительницу кораблестроения и музу астрономии Уранию.

КромеФ. Ф. Щедрина и. И. Теребенева, в исполнении моделей скульптуры участвовали С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. А. Анисимов.



В композиции огромных по протяженности фасадов Адмиралтейства Захаров выступил как зодчий, подытоживший творческие искания своих предшественников — основоположников русского классицизма — В. И. Баженова и. Е. Старова. Он создал в содружестве со скульпторами целостное, исключительное по выразительности сооружение, раскрывающее с предельной ясностью идею величия и могущества России как морской державы.

СозданноеЗахаровымновоезданиеГлавногоАдмиралтействаповлеклозасобойграндиозныеработыпооформлениюДворцовойиСенатскойплощадей.



Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова — уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.



Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали — Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок.

*****

Композиционным центром всего ансамбля Стрелки Васильевского острова стало здание Биржи, возведенное в 1805–1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Её официальное открытие произошло в 1816 году. Биржа представляет собой мощный прямоугольный объем на высоком гранитном основании, окруженный со всех четырех сторон колоннадой строгого дорического ордера. Колоннаду украшают монументальные скульптурные группы, исполненные из пудостского камня каменотесом Самсоном Сухановым: на восточном фасаде — «Нептун с двумя реками» и на западном — «Навигация с Меркурием и двумя реками». Аллегорию Навигации мастер изобразил с короной в виде городской башни. В городском петербургском фольклоре это женское божество считается «Богиней города».

Сохранилась легенда о том, что при закладке Биржи под все четыре угла её фундамента были торжественно заложены полновесные золотые слитки, отлитые будто бы специально петербургскими биржевиками и купечеством.
В 1889 годувзданииБиржисостояласьперваявРоссиипромышленнаявыставка. Нанейбылипредставлены товары только отечественного производства.

С 1940 года в здании Биржи находится Военно-морской музей. В народе он так и зовется: «Биржа». 
БиржастроиласьврамкахобщегопроектаоформленияСтрелки, разработанногоА. Д. Захаровым. Проектпредполагал создание перед центральным входом в Биржу обширной площади, для чего оконечность Стрелки за счет насыпки грунта была продлена в сторону Невы на 150 метров. Площадь была названа Биржевой.

Послевоенная архитектура (1914 года).Лe Корбюзье и его пять принципов. Баухауз и развитие функционализма. Мис ван дер Роэ. Органическая связь с природой построек Франка Ллойда Райта.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2983 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...