Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия техники как область философского знания



Философия техники в широком смысле слова представляет собой особую область знания, исследующую сущность, закономерность, основные этапы развития техники, ее место в системе культуры, характер и механизм взаимодействия. Возникнув в конце XIX в. на стыке философии истории, социальной философии, философии науки и философии культуры, философия техники к началу ХХ в. оформилась как самостоятельная область философского знания. Одной из «классических» философских проблем, поднимаемых философией техники, является вопрос о происхождении техники и о ее связи с при род ой и обществом. В настоящее время этот вопрос является одним из ключевых.

Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом в книге «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 г. В хх в. проблемами философского анализа техники занимались известные западные мыслители Фридрих Дессауэр (Германия), Льюис Мэмфорд (CШA), Хосе Ортега-и-Гассет (Испания), Мартин Хайдеггер (Германия), Освальд Шпенглер (Германия), Жак Эллюль (Франция), Карл Ясперс (Германия). Одним из родоначальников философии техники в России был русский инженер П.К Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники» (1899), «Философия техники» (1913).

В собственном смысле слова философия техники обозначает совокупность философских школ, учений, рассматривающих технику через призму человеческой культуры и цивилизации, одновременно исследующих мировоззренческие и методологические аспекты проблем и противоречий, которые порождаются современным научно-техническим процессом.

Анализ некоторых школ и направлений. представляющих философию техники, свидетельствует о сложности и многогранности исследуемых ею проблем, Назовем некоторые из таких направлений:

- философия техники Э. Каппа;

- технофилософская концепция Ф. Бона:

- философия техники П.К. Энгельмейера:

- теологическая философия техники Ф Дессауэра:

- технофилософия Ж. Эллюля;

- технофилософская концепция Л. Мемфорда;

- технофилософская концепция Н.А. Бердяева;

- философия техники Х. Ортеги-и-Гассета.

Анализируя данные концепции, можно выделить структурообразующие отношения, которые лежат в их основе - это техника и человек, техника и природа. техника и бытие, техника и социокультурный мир.

Главные вопросы философии техники сегодня - какова природа и сущностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные устои человеческого сообщества? Отсюда - и необычайно широкое проблемное поле философии техники - уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными наукам, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека с природой, моделирование глобальных, технико-экономического-природных систем, выработка критериев оценки технологического развития общества.

Философия техники поднимает этические проблемы взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития философии техники вызван осознанием двусмысленности научно-технического прогресса. С одной стороны, успешное решение социальных и экономических только на основе науки и техники. С другой стороны, все более очевидными становятся пределы экономического и технического, осознание ограниченности природных и социальных ресурсов.

В настоящее время на первый план выходят социально-этические проблемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сферы производства и образования, но и саму форму организации человеческой жизни, стиль отношений между индивидами. Все это нашло отражение в концепции информационного общества. В литературе разработаны критерии данного феномена:

- технологический (лидирующее положение и широкое внедрение информационных технологий в деловом мире, образовании, быту, на производстве);

- социальный (информация определяет качество жизни, широко распространено информационное сознание и доступ пользователей к высококачественной информации);

- экономический (информация становится ключевым экономическим фактором как ресурс, услуга, источник дополнительной стоимости и определяющий фактор занятости);

- политический (свобода информатизации должна вести к повышению участия и согласия в политической жизни);

- культурный (признание культурной ценности информации в интересах национального и индивидуального развития).

В целом же информационное общество определяется как такой тип общества, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития все больше зависят от информации и ее использования.

С 60-х годов 20в. Философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины, в 1970-е гг. была сформулирована программа философии техники, ее всестороннее исследование стало одним из важных факторов, которые определяют развитие человеческого общества.

Центральной проблемой методологии философии техники является анализ специфики техн. Знания. Это вопросы: какова природа технического знания? Какие объекты исследуются техническим знанием? Какие цели технического знания ставит перед собой? Решение этих вопросов находится в проблеме соотношения научного и технического знания. Задача философии закл. в том, чтобы открывать стратегии цивилизационного развития, которые должны стать мировоззрением людей и воплотиться в жизнь. ФТ явл.-ся одной из наиболее молодых сфер философского знания, исследующих онтологические, гносеологические, аксиологические и мировоззренческие проблемы и технической деятельности.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...