Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество с позиций системного подхода. Сферы жизнедеятельности общества



Выявление систематического подхода тесно связано с всеобщностью организационных процессов, хотя система и организация не тождественны.

Организация проявляется в появлении религиозных систем, государства, науки, управления. Само учение о системах появилось только в 20 веке. Первым исследовал вопросы организации и фактически определил системы Богданов в 25-29-е годы. Он развивал такие направления как тектология, всеобщая организационная наука. Занимался теориями старения, создал первый в мире Институт переливания крови, проводил опыты на себе, автор “Эмпириомонизма”. В своей версии системного подхода ставит вопрос о новых возможностях организации труда в возможностях современного социализма. Вторая волна системного подхода (50-60-е годы 20 века) связана с Берталанфи. Системный подход хорошо дополняется кибернетикой, существует спрос на универсальные подходы со стороны практики. Этот спрос связан с формированием широкомасштабных проектов, которые нуждаются в иной стратегии мышления. Это атомный проект СССР, Манхэттенский проект США, создание и развитие ООН и ЮНЕСКО, появление системотехники – в них человек является необходимым компонентом (например, радиолокационные системы).

Происходит поиск определения, что такое система и подходов к анализу системы. Системный подход предполагает, что произвольно взятый объект получает единообразное описание. Система – это совокупность элементов, на которые заданы определенные отношения, но это не куча, где между элементами нет отношений, или они не имеют принципиального значения.

Математическая интерпретация системного подхода – Такахара и Мисорович, функциональные системы – Анохин.

Основные понятия системного подхода.

Элементы (греч – простейший) – представляют содержание системы, кроме того, это носители ресурсов, специфичных для каждой системы, причем специфичность может проявляться на качественном или количественном уровнях.

Структура – связи между элементами, а точнее – каналы, по которым осуществляется перераспределение ресурсов. Структура ответственна за морфологию системы, она представляет её своеобразный каркас.

Функция – совокупность механизмов и правил, посредством которых осуществляется перетекание ресурсов.

Среда – то, что необходимо для существования данной системы, но не может быть включено в её структуру. Это качество как внешней, так и внутренней среды. например, воздух для организмов-аэробов.

Гомеостаз способность системы поддерживать жизненно важные параметры внутренней среды в постоянном диапазоне, например, температура тела человека.

Ведущим для всякой системы являются ресурсообменные отношения. Системный подход позволяет широко использовать процедуры схематизации. Схематизация позволяет не отходя от содержательной специфики выразить существенное в устройстве любого объекта

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно — к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.

Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Давидович, Ю.Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Файнбург), что придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе. Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

Выделяется 4 сферы общественной жизни:

1. экономическая или материально-производственная.

2. Социальная (охватывает и область классовых отношений и микросоциальную структуру общества).

3. Политическая (включает область политических отношений и деятельности людей, государства, управления и власти).

4. Духовная (представляет собой специализированную область духовного производства, идей, духовной культуры, образования).

сферы жизни общества: политическая, экономическая, финансовая.

Выше были рассмотрены различные определения понятия «культура». Здесь мы будем основываться на деятельностном подходе в понимании культуры. Напомним, что в рамках этого подхода она рассматривается как способ организации и развития человеческой деятельности. Культура - это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми.

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен - политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эта представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...