Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Предмет социальной фил-фии - общ-во как целостность и его синтетическое представление на трех уровнях: всеобщем, типологическом, индивидуальном. Одной из важнейших задач, разрешаемых социальной фил-фией, является определение назначения человека и общества друг для друга. 1)человек автономен, а социальность вторична. 2)противоположная позиция: человек возможен только внутри социума. 3)социум- органическое целое более высокого уровня чем человек, куда человек встроен. К предмету философии можно выделить 3 подхода: 1)субстанциональный (Момджян): предмет фил-фии выделяет инварианты бытия, взятые в атрибутивном аспекте своего существования. Соц-я фил-фия вместе с фил-ей природы и фил-ей сознания образуют особый раздел специальной фил-ии. Задачей фил-ии является хар-ка общ-ва как части мироздания. Выделяют 3 позиции по отношению к обществу: 1- субъектная – общество представляется как различные коллективы людей. 2- деятельностный аспект – здесь изучают то, что необходимо для совместного существования. 3- организационная позиция – зжесь мы обращаемся к обществу через социальные институты.
2)антропологический подход (Кемеров) – в этом подходе мы отталкиваемся от человека, социальное проявление которого воспроизводят определенные схемы. Эти схемы могут быть выделены и описаны. Важное место в этом подходе занимают социальные формы. Они представляют собой родовые конструкции способов общежития людей.
3)сферный подход (Барулин) – основывается на выделении сфер общественной жизни: материальной, теоретической, ценностной, политической, социальной.
Отчуждение - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого - фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. Формы отчуждения:
· опустошение и обеднение труженика в процессе труда;
· отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту труда;
· отч результатов деятельности от субъекта;
· отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества;
· соц структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.
Отчужденный труд М рассм. в 4 аспектах.
1. Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир.. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е. отчужденно. Это и значит, что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4. Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения:
1. по присвоению предм труда и его результата
2. по освобождению самой деятельности
3. присв человеком труда общей родовой сущности
4. гармонизации отношений между людьми.
Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!