Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конструктивные элементы



Розетка — замковый камень нервюрного свода

· Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

· Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

· Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Реймский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опертые на неё нервюры

· Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».

· Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:

· Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.

· Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.

· Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.

· Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.

· Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).

· Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

· Замковый камень (розетка)

2. Конструктивизм в архитектуре и изобразительном искусстве 1920-х.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Ведущим направлением в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм с его подчеркнутой функциональностью. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим и у нас. «Советский конструктивизм» представлен и проекте Дворца труда в Москве братьями Весниными. В центре Москвы (на месте теперешней гостиницы «Москва») предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и прочие помещения. Среди множества проектов был отмечен проект Весниных, и, хотя здание так и не было построено, он способствовал утверждению конструктивистского направления в целом, идеи которого проповедовали и Татлин, и Лисицкий, и Леонидов, и Мельников. Конструктивизм широко использовался в строительстве и общественных зданий, например московских домов культуры, Д ворца культуры Московского автозавода (арх. бр. Веснины), т еатров, з дания Московского телеграфа и жилых домов. Говоря об архитектуре 20-х годов, невозможно не сказать о Мавзолее Ленина, над которым стал работать сразу после его смерти Щусев. Идея мавзолея восходит к эллинистическому времени, к памятнику царю Мавсолу в Галикарнасе. Но корни мифологемы о бессмертии вождя, даже физические останки которого нетленны и требуют поклонения, лежат еще глубже, в египетских пирамидах фараонов. Уже 27 января был готов временный деревянный Мавзолей: куб, увенчанный пирамидой, отделанный струганым тесом, с двумя боковыми пристройками для входа и выхода. К лету Мавзолей был несколько перестроен, увеличен в размерах, трехчастная композиция была заменена единым объемом с двумя боковыми трибунами. В 1930 г. деревянный Мавзолей был заменен каменным. По новому проекту Щусева он приобрел более монолитную композицию. Щусев пытался решить проблему соотнесения этого цельного граненого массива с силуэтом Кремля.

Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (Родченко,Гана и др) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (Степанова, Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова,Татлин). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Лисицкого и др.). В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия "станками" для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и др). Конструктивизм выразился в стремлении художников обратиться к проектированию вещей, художественной организации материальной среды. В художественной культуре России 20-х годов архитекторы конструктивисты братья Веснины, М. Гинзбург опирались на возможности современной строительной технологии. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова) стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками-" станками ", изменяющими сценическое пространство. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций, иногда динамических. Идеи конструктивизма вызревали в предшествующих направлениях русского авангарда. Его программа, сформировавшаяся в послереволюционный период, несла на себе черты социальной утопии. Конструктивизм отбросил традиционные представления об искусстве во имя имитации форм и методов современного технологического процесса- это проявилось в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства. Мельников - ДК в Сокольниках. Девятилетки(?). Гаражи-стоянки для машин в Париже(?). Гейнсборг - Дом комуны(?)

Иван Леонидов -начал свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Работы Леонидова восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны. Апофеоз- Татлинская башня. 5 принцыпов Ле корбюзье: 1) дом на столбах- под домом сад; 2) ленточное расположение окон вдоль фасада; 3) крышы, сады- совмещенная кровля; 4) свободная планировка, независящая от стен; 5) свободный фасад, консольно вынесенный и освобожденный от нагрузки.

3. Западный дизайн второй половины ХХ века. Влияние оп-арта и поп-арта. Хай-тек. Постмодернизм.

Оп-арт

Направление Оп-арт, названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико-психологических особенностей зрительного восприятия. Художники этого направления были, в основном, заняты созданием оптических иллюзий. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным. Оно развилось частично из геометрической абстракции, хотя его родословная восходит и еще дальше, к Мондриану.

Значительное место в оп-арте занимают конструкции или "Инвайронменты", воздействие которых зависит от света и движения, и не может быть достаточно передано в альбомной репродукции.

Главным теоретиком стиля оп-арт, как и его наиболее изобретательным практиком был французский художник Виктор Вазарели. Большая часть его работ выполнена буквально в черно-белой гамме, например, масштабное полотно "Вега", название которой происходит от самой яркой звезды в созвездии Лира. Это огромное поле из черно-белых клеток, правильность которых нарушается из-за изгибов линий, образующих квадраты. Картина побуждает нас двигаться взад-вперед, а когда мы делаем это, нам кажется, будто это само поле приходит в движение, то расширяясь, то изгибаясь, то сжимаясь. Если бы "Вега" была трехмерным объектом, разнообразий эффектов стало бы больше.

Основные идеи поп-арта сразу были взяты на вооружение разного рода дизайнерами и изготовителями. Появилась мебель в виде женских тел, обои, состоящие из долларовых купюр, и прочее. Идея лепить кадры комиксов на майки и футболки посетила дизайнеров одежды почти сразу же после изобретения Лихтенштайна. Майки с кадрами из комиксов можно купить и по сей день. Они по-прежнему остаются модной вещью.

Промышленные дизайнеры и художники действовали здесь в теснейшей взаимосвязи: первые создавали проекты товаров для промышленного производства, вторые делали из них фетиши, ставшие символами общества потребления.

Таким образом, идеи художников поп-арта получили свое воплощение в жизни, ведь все они пытались работать в «прорыве» между жизнью и искусством. Они предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, примитивные образы национальных фетишей, объекты телевизионной рекламы, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, сделать его популярным. Отсюда и сокращение «поп» в названии направления.

Основными понятиями, характеризирующими стиль хай-тек являются технологичность, конструктивизм, функциональность и практичность. Для оформления помещения в хай-тек стиле используются новейшие материалы и технологии: натяжные потолки, стеклообои, металлические нити, ламинат, виниловые покрытия и многое другое.

Гармоничность интерьера в хай-тек стиле заключается в тщательной организации окружающего пространства. В помещении не должны находиться никакие посторонние и лишние материалы, конструкции, предметы, из интерьера почти полностью исключаются мелкие детали и декорирование. Гармония достигается четкостью и совершенством линий, гладкостью и ровностью поверхностей, чистыми цветами и ясными формами. Поэтому в отделке доминируют такие материалы, как ламинат, винил, стекло и металл.

Хай-тек выделяет среди других стилей и использование современной техники в оборудовании интерьера. Это могут быть плазменные телевизоры, домашние кинотеатры с большими экранами, метеостанции с часами, кондиционеры, компьютеры и другие бытовые технические устройства нового поколения.

Характерно для хай-тека и использование различных конструкций, в том числе и выступающих, выдвижных, подвесных и т.д. Это способствует разностороннему видению пространства. Отдельная функция возлагается на цветовые и световые эффекты. Как правило, свет располагается в центре, чтобы разбавлять интерьер светотенью. Таким образом происходит слияние начал – рационального с эмоциональным. Блики и переливы обладают способностью оказывать сильной психологическое влияние, в большей мере – подсознательное.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...