Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 22. Барокко и реализм в живописи Заадной Европы VII-XVIII вв



  1. Барокко и реализм в живописи Западной Европы XVII—XVIII вв.

Барокко и реализм в живописи Заадной Европы VII-XVIII вв. Барокко соединило в себе черты мистики, фантастичности. Характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти из пространства изображенного в пространство реальное. Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты. Парадный портрет становится основными видом искусства барокко. Натюрморт и пейзаж как самостоятельные жанры, равно как и анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств. Бернини созд. барочного портрета: парадное изобр., театрализованное, реальный облик не теряется(Людовика XIV).В живоп. Ит. возникают 2 главных худ. направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи- «болонский академизм», другое —с искусством Караваджо.

Аннибале Карраччи. Тщательно изучал и штудировал натуру. Натура несовершенна и ее нужно преобразить, чтобы она стала достойным предм. изобр. Отсюда пафос вместо подлинной героики и красоты. Братья Карраччи — мастера монументально-декоративной живописи. Роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз». Созд. героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа тоже несовершенна, груба. Это пейзаж, развернутый при помощи кулис в глубину, с уравновешенными массами и почти обязат. руиной, с маленькими фигурками людей, чтобы подчеркнуть величие природы. Условен и колорит болонцев: темные тени, локальные, четко по схеме расположенные цвета.

Караваджо. Единственный источник тем— окружающая действительност ь. Метод Караваджо был антиподом академизму, даже утверждал свои собственные принципы. Необычные персонажи-картежники, шулеры, гадалки, разного рода авантюристов, положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа («Лютнист»). Гл. темы религиозные — алтарные образа(«Евангелисте Матфее с ангелом») У Караваджо сильная пластическая лепка формы,наклад краску большими, широкими плоскостями, выхватывая самые важные части композиции. Резкая светотень, контрастность цветовых пятен, крупные планы, динамичность композиции-атмосфера внутренней напряженности, драматизма. Герои в соврем. одеждах, помещает в простая обстановка Сильная реалистической выразительность, заказчики отказывались от них, не видели своей идеальности. В зрелого творчестве-монументальность, величественность композ., скульптурность формы, ясность рисунка. Градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы — тоньше, пространство — воздушное («Успение Марии»)С 20—30-х годов в Италии начинается формирование стиля барокко, в основе -академическая система болонцев. В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движения». Основные заказчики: первый —это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй — церковь. Роль католической церкви была велика.

Эль Греко, греческого происхождения и родился на о. Крит. Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Истоки-византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики); влияние Тициана и Тинторетто. Тематика-религиозные сюжеты («Моление о чаше»,«Святое семейство»), чаще— алтарные образа, реже-античные мифы («Лаокоон»). Пишет портреты и пейзажы. Не стремится передать подленную красоту предметов. Лица героев удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. В пейзажах Толедо в грозу, во вспышках молнии, подчеркивает ничтожность человека перед силами природы.

Веласкес — севильянец. Интерес к жанру бодегонес, почти отсутствуют произв. На религиозные темы. Был придворным худ. Короля Филиппа VI. «Сдача Бреды», посвященная победе в борьбе с голландцами. Композиция батальной сцены — без аллегорических фигур и античных божеств. Утверждение достоинства личности —основная черта портретной живописи. Почти 40 лет писал пор-ты Филиппа и его детей. Считается создат. парадного пор-та. Правдивость и глубина проникновения в сущность модели- пор-т Папы Иннокентия X. Его пронизывающий умный взгляд,сжатые губы выдают характер целеустремленный, жестокий, натуру, не знающую ни в чем преград. В этой картине Веласкес-колорист, написан в 2 цвета: белым и красным. Искания тона, проблема передачи света и воздуха. «Венеру с зеркалом» — первое изображение обнаженного женского тела. «Менины» —групповой портрет. Стоя у мольберта, сам художник пишет короля и королеву, отражение которых в зеркале. В ней объединены черты жанровой картины и группового портрета. «Пряхи»-жанровая картина, поданная монументально. Скульптура украшает фасады и порталы архитектурных сооружений.Пластика раньше архитектуры вступает в самостоятельного развития. Это прежде всего деревянные культовые произведения, статуи святых, раскрашенные в естественные тона.

  1. Архитектура древней Руси. Особенности владимирского и новгородского зодчества. Основные памятники.

Архитектура Древней Руси. Эпоха Киевской Руси была временем расцвета культуры вообще и архитектуры в частности.Первым известным каменным храмом на Руси была церковь Успения Богородицы.

Архитектура Киевской Руси до XI вв. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве — огромный пятинефный храм, построенный в 1037—1054гг. греческими и русскими мастерами. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались традиции деревянного строительства. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов. Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала XII в.: Николо-Дворищенского собора, соборов Антониева и Юрьевамонастырей. Последней княжеской постройкой этого типа является ц. Иоанна на Опоках.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами.

В 1031—1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор — самый «византийский» храм Древней Руси.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала: церковь Бориса и Глеба в селе Кыдекше, это был храм-крепост ь. Он представлял собой мощный куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.В крепостной стене, окружавшей Владимир были сооружены ворота, главные из которых традиционно именовались Золотыми. Золотые ворота Владимира венчала Надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом. На противоположном конце города высились Серебряные ворота, не менее массивные и торжественные. Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора представляет собой отголосок романского стиля. Церковь Покрова на Нерли несет на себе отпечаток этого стиля. Возведен земельный собор во славу Богоматери - Успенский. В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Успенский был шестистолпным одноглавым крестово-купольным храмом с притвором.

В этот период во Владимире был возведен Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества - это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, какие строились на феодальных дворах. Но несмотря на размеры он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона

Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным в 1292 г., была монастырская ц. Николая Чудотворца Липенского мужского монастыря. Другим образцом монастырского храма являлась ц. Успения Богородицы на Волотовом поле. Обычно монастырский храм - это квадратное в плане небольшое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы.Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные.

Мир Византии привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии

Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре.

  1. Модерн как эпоха зарождения дизайна

Модерн. 4 направления:1-национально-романтическое(возвращение ремесел, абрашкони), 2-флореальное(ар нуво), 3-абстрактно-геометрическое(школа глазко,стремление превратить в орнамент окна,решетки;от него прямая линия к функионализму и конструктивизму), 4-неоклассическое(превращение из констрактуктивных предметов в декоративные, больше декораций, театральные постановки, Бенуа).Хар-но для всех направлений модерна:-культ красоты, -свободное владение художником академ.норм,-синтез монументальности и камерности,-декоратизм,условность общего строя,конкретность, натуральность деталей.Впервые представлен вопрос о целостности среды. Вагнер -венский модерн, более сдержанный чем бельгийский, Майоликовыйдом, Ст. м. Карсплац. Гимар:ст.м.Порт Дофин(парижское метро). Лалик -ювелирное производство. В1887-1890 годах возникло направление. «модерн» (современный). Во Франции и Англии направление получило название «ар нуво» от названия парижского магазина-салона («Дом нового искусства»). Его построили в 1895 году немецкий эмигрант Бинг по проекту Ван де Вельде. Во Франции использовались так же названия «метро» или «стиль Гимара» – по имени автора дизайна входов в парижский метрополитен Гектора Гимара. В Италии новый стиль назвали «либерти», по имени лондонского предпринимателя Либерти, выпускавшего на рынок ткани с рисунками в новой манере. Архитектор Виктор Орта открыл первую фазу «нового искусства», положив начало использованию плавной лини в чисто декоративных целях (в Бельгии- называть «стилем Орта»). Стены, пол, потолки и балюстрады в этом доме были расписаны или инкрустированы узорами из цветов, поникших стеблей, волн или змей. Однако эти изображения небыли натуралистическими. Стены, мебель, светильники и столовое серебро, страницы книг и журналов – все это было буквально затоплено изображениями цветов и фигур в стиле ар нуво. В те времена использование им металла и стекла так, как он это делал, было поистине революционным.. Несмотря на свою непродолжительность, стиль ар нуво был цельным явлением. Анри Ван де Вельде – подчинил плавную линию конструкции, открыв вторую фазу стиля ар нуво. Проектировал мебель, стал главой всего современного течения в прикладном искусстве. Построил для себя дом в Уккле, причем сам разработал все его внутреннее убранство. В декоре он использовал изогнутые линии, однако контуры мебели заметно отличались от всего того, что тогда делалось. Эти плавные линии были целесообразны. Спинка стула отвечала формам человеческого тела, в упруго изогнутых ножках зримо ощущалась прочность. Убежден, что красота вещи заключается в чистоте выражения материала

В Германии во многих городах художники следовали взглядам Уильяма Морриса. Энергичная деятельность Ван де Вельде в Веймаре стала для них тем стимулом, который не могли дать академические школы или музеи. Югендстиль (ар нуво) был принят повсюду.Ван де Вельде деятельность может быть разделена на два периода. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Обриста «Удар бича ».

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего - на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства. Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Это общество возникло из движения того же названия, боровшегося за возрождение художественных ремесел, и выступало против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству. Непосредственными его предшественниками были художественный и социальный критик Д. Рескин и поэт и художник - прикладник У. Моррис, которые призывали возвратиться к ручному труду, а также вместе с другими художниками и архитекторами по - новому определяли функциональные и формообразующие принципы архитектуры. Они выдвигали принцип целесообразности формы и художественной выразительности естественных материалов.Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы (во Франции и в Бельгии) и линеарные формы (в работах австрийских сецессионистов или шотландского арх. Чарлза Ренни Макинтоша). Макинтош разработал особый вид «конструктивного орнамента», посредством которого контур предмета превращался в элемент декора. в 1887-1890 годах возникло направление. «модерн» (современный). Во Франции и Англии направление получило название «ар нуво» от названия парижского магазина-салона («Дом нового искусства»). Его построили в 1895 году немецкий эмигрант Сэмюэль Бинг по проекту Анри Ван де Вельде. Во Франции использовались так же названия «метро» или «стиль Гимара» – по имени автора дизайна входов в парижский метрополитен Гектора Гимара.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 829 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...