Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Френсис Флинт



«Солдаты»

28 .Темы деградации и гибели цивилизации в поэме Т.Элиота «Бесплодная земля». Реализация легенды о Св. Граале.

Бесплодная земля (1922). Мир мертв – здесь и сейчас. Человек – не колодец бездонный с безграничными возможностями (как у романтиков), а ведро с четко выраженным дном. Новый тип эмоции.

Древо жизни= «мертвое древо»= центр мира (Бог) = «Бог мертв». Запутавшееся существо, человечество в мертвом мире.

Бесплодная земля — «эпос исторического»: само историческое сознание как разрушающее, как знание без милосердия, как болезнь, от которой не спасут ни страх, ни мужество (Поульсен).

Сознавая последствия болезни, Элиот не отказывается от сознания, но стремится, пользуясь им, найти истину в состоянии предколлапса. Он обретает ее в католичестве, но, судя по всему, и это не дает ему благодати, ибо всё его творчество свидетельствует не об «осенении и силе», а о бессилии и душевной муке. Разум убежден, воля крепка, но душа не приемлет.

Главным в его намерении было передать не трагедию момента, а трагедию бытия, абсурд существования, коренящийся в самой жизни.
Элиот писал, применимо к себе: «Использование мифа, проведение постоянной параллели между современностью и древностью... есть способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и значение тому громадному зрелищу тщеты и разброда, которое представляет собой современная история». Сам Элиот дал отповедь истолкованию Бесплодной земли как социального документа времени:

«Я не люблю слово «поколение», которое стало талисманом в последнее десятилетие. Когда я написал поэму «Бесплодная земля», некоторые из доброжелательных критиков говорили, что я выразил «разочарование поколения», но это — чистейший вздор. Возможно, я и выразил, как им кажется, их иллюзию разочарования, но это не было главным в моем намерении».

Обещаемый всеми «оптимистами» рай на земле — худший вид смерти: смерть при жизни — такова ведущая тема Бесплодной земли. Победить зло можно не созданием утопических химер, но восстановив цельность добра, то есть обратившись к его вечному источнику — Богу.

Главная идея Бесплодной земли, если может быть таковая у Элиота, продолжает и наследует герантионову неизбежность возмездия за растрату жизни. Разрозненная конструктивистская мозаика, кинематографический (Эйзенштейн!) монтаж сцен, эпизодов, реминисценций вращается вокруг темы скитания-поиска. Здесь всё сосуществует: реальность, измышленность, действительность, воображение, реалии, яркие зарисовки, рациональность, абсурд. Подтекстом, фоном является легенда о Святом Граале, реконструированная Джесси Уэстон. Впрочем, Элиот использует и другие версии, в том числе — вагнеровского Парсифаля. Грааль — и магический талисман, снимающий заклятие бесплодия, и связанный с культом умирающего и воскрешающего бога обряд инициации, и чаша Христа, и... тщетность избавления от недуга. Такова новая интерпретация граалевской легенды: момент насилия короля над хранительницами чаши.

27.Структура и образный ряд поэмы Т.Элиота «Бесплодная земля».

Поэме Элиота присущ мифологизм. В обращении к мифу Элиот, как и Джойс, видел путь к
созданию универсалии бытия. В Бесплодной земле использованы мифы о Святом Граале, об
Адонисе и Озирисе. Акцентируется библейский образ земли, возникшее на месте прежних
городов, образ долины костей. Поэма построена на ассоциативной связи разнородных образов,
мотивов, сцен. Использованы штрихи из Ада Данте, из Бури Шекспира, встречаются фразы на
различных языках.

Бесплодная земля посвящена теме безуспешных действий и бессмысленных треволнений
человека неотвратимо ведущих к смерти.

Поэма состоит из 5 частей. В первой части (Погребение мертвого) возникает тема смерти.
Смерть предсказывает ясновидящая Созострис: «Я покажу тебе ужас в пригоршне праха». Во
второй части (Игра в шахматы) развивается идея о том, что жизнь- есть игра в шахматы,
перестановка фигур, перемена ситуаций; сильные страсти отсутствуют: любовь это тоже игра. В
этой части также настойчиво говорится о смерти. В третьей части (Огненная проповедь) звучит
хихиканье смерти и лязг костей. Больше ничего не слышно в холодном ветре. Слепой
прорицатель Триресий
(разные имена в разных учебниках) говорит о мужчине и женщине, не
знающих, что такое любовь, об объятиях без взаимного влечения. В четвертой части (Смерть от
воды) главенствует мотив: труп финикийца в море. В пятой части (Что сказал гром) акцентируется
тема гибели всего живого. В безводной каменной пустыне гремит гром, но нет дождя. Каждый
живет в страхе, как заключенный в тюрьме. Поэма заканчивается мотивом безумия и троекратным
повторением санскритского слова «шанти» (=мир).

Поэма сопровождается комментариями Элиота.


Определенная языковая сложность поэмы обусловлена тем, что в тексте причудливо
смешаны разнородные голоса, или речевые и изобразительные пласты- некое сквозное
повествование (передающееся от маски к маске), речь конкретных масок (возможно, принадлежат
одному лицу), различные цитаты (из Библии, серьезной литературы, клише массовой культуры,
древние и современные языки, в т.ч. санскрит). Написанная в технике свободных ассоциаций,
поэма сопоставима то ли с многофигурным барочным полотном, то ли с видением-мистерией на
тему конца света.

Способы организации материала: 1) собственно поэтическое содержание, состоящее из 5
частей (Похороны мертвого; Игра в шахматы; Огненная проповедь; Смерть от воды; Что
сказал гром).
2) интерес Элиота к сравнительному изучению мифов, религий, верований.

Миф для Элиота — источник эффектных символических аналогий (метаморфоз), структурный
принцип поэмы, инструмент познания вечного и сегодняшнего в их единстве.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1040 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...