Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет У меня у телеевой



Использование метода театрализации в поэт. Материале в теат. Представление.

МЕСТО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Сущность театрализации

Общие закономерности режиссуры составляют фундамент театрализованной работы.

Художественное творчество, отражающее материальные предметы и явления, в то же время выражает мысли и фантазию человека с помощью различных выразительных и изобразительных средств. Каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства, возможности и приемы создания художественного образа.

При создании художественного образа изобразительные средства (камень, дерево, человеческое тело, голос, жест) в сочетании с выразительными средствами (цвет, линия, ритм, тон, движение) позволяют художнику добиваться поставленной перед собой задачи. Степень осуществления е зависит от индивидуальности художника, его творческой зрелости.

Художественный образ предмета или явления, как правило, не тождественен самому предмету, он – продукт фантазии или сознания художника. Отличие образа от предмета получило название первичной условности.

Искусство всегда условно, начиная от реалистической скульптуры и до игры актера, перевоплощающегося в образ, созданный драматургом.

«Условность остается художественной только до тех пор, пока она подчиняется характеристикам образности. А основные характеристики образа – его диалектическая целостность, гармония противоречия» (А.О. Михайлова «О художественной условности»). Это означает наличие в художественном образе объективного и субъективного, изобразительного и выразительного, общего и единичного.

Искусство немыслимо без образной формы. Таким процессом перехода содержания в форму является композиция.

Создание композиции – процесс, приводящий к такому расположению частей по отношению друг к другу, который через систему художественных образов воплощает идейно-художественный замысел. Композиция всегда выстраивается с учетом восприятия зрителем основных смысловых моментов, композиционного центра и всего художественного образа.

В театре, в том числе и в массовом, творец композиции – режиссер. Умение выстроить действие композиционно, организовать внимание зрителя на смысловых моментах, определяющих идейно-художественный замысел – это одно их необходимых профессиональных качеств постановщика зрелищь.

Что такое режиссура? Режиссура – французское слово, означающее: «Дать надлежащее направление». Режиссер – человек, дающий надлежащее направление драматургическому материалу через актера. Без желания утвердить общественно важную мысль у режиссера нет права на постановку!!!

Режиссерский постановочный план должен отвечать на три вопроса:

Первый: зачем я ставлю? (что хочу сказать зрителю),

Второй: что я ставлю? (Анализ драматургического материала),

Третий: как я ставлю? (Способ решения).

Если первоначальным, исходным моментом для режиссера драмы является пьеса (драматургический материал), то для режиссера массовых представлений и праздников отправным моментом является - сценарий, драматическая основа которого включает в себя всевозможные компоненты: стихи, песни, танцы, пантомимы, документы, письма, фотографии, видеофрагменты, музыка и т.д. В синтезе этих материалов формируются эпизоды, которые, в свою очередь, становятся частями композиционного построения. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, но вместе с тем каждая имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение.

Специфика использования синтеза разножанрового материала откладывает отпечаток на форму его воплощения. Эта форма тяготеет к яркой образности театрализации.

Что такое театрализация?

Театрализовать материал – значит выразить его содержание средствами театра. При этом нельзя забывать, что театр диктует два главных условия: организацию сценического действия (зримое раскрытие драматургического конфликта) и создание художественного образа спектакля. Вот почему основа спектакля – пьеса. А основа театрализации – сценарий!!

Сценарий как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.

СЦЕНАРНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – это творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

РЕЖИССЕРСКАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

ТРИ ВИДА СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ.

Театрализация компилированного (или комбинированного) вида – это тематический отбор и использование режиссером готовых художественных образов из различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом (ходом). На практике такой вид чаще всего применяется в театрализованном концерте.

В использование первого вида театрализации режиссеру необходимо помнить главный закон – закон – закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме, самобытности.

Театрализация оригинального вида – создание режиссером новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Этот вид театрализации нашел широкое применение при создание сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа.

Документальный ряд, используемый в в сценарии, придает ему публицистическое звучание только в том случае, если сам факт представляет общественную ценность. Сценарис, обращаясь к архивным материалам, прежде всего просматривает материал через призму современности и актуальности его использования. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материалов, но и в органическом их слиянии по главному принципу - эмоционального развития мысли.

Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня – вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.

Театрализация оригинального вида – это более сложная форма создания сценария и представления, требующая не только организаторских навыков и поиска сквозного хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства в инсценировке документального материала, режиссерского умения поставить новый номер согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды документ и художественный материал. Создание этого вида театрализации требует больше репетиционного времени, чем создание театрализации первого вида.

Театрализация смешанного вида - это использование режиссером принципов первого и второго вида театрализации. В этом виде одна часть действия представляет собой компиляцию готовых текстов и номеров, вторая – создание новых.

Театрализация смешанного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера.

Все три вида театрализации в первую очередь используют для организации театрализованных и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы подачи материала, либо в качестве составной части массового праздника.

Театрализация в сфере культурной деятельности развивается по двум основным направлениям. Первое связано с ее рекреативной функцией (это балы, маскарады, карнавалы и т.п.). Второе – связанно с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ – обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. Никакие внешние детали от театра не могут создать художественный образ. Они могут лишь усилить красочность, зрелищность, могут стать составной частью или штрихом в создании образа, но ими нельзя подменить самостоятельное образное решение эпизода или всего представления, праздника. В «золотом фонде» штампов внешней театрализации можно сделать подбор для любого театрализованного представления и праздника.

Основное использование театрализации относиться к массовым представлениям.

Стадионное представление может быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. «Массовое произведение может являться театрализованной частью праздника и занять важное место в его структуре… Понятие же «праздник» - более широкое, чем представление. Праздник всегда отличается широким активным и творческим участием масс, поэтому и называется массовым» (И.М. Туманов «Режиссура массового праздника»).

Театра массовых представлений – прежде всего театр героический. Он масштабен и монументален по своим замыслам. В театрализации как в особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления – зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.

Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты:

масштабность выбранного события

масштабность отбора исторических и героических образов

отсутствие психологических нюансировок в игре актеров

крупная пластика движений, монументальность жестов

крупный рисунок мизансцен

монументальность и образность декораций

ассоциативный «мост мысли» от каждого эпизода к зрителям

принцип резких контрастов (в пластике, оформлении, музыке, свете)

использование иносказательных средств выразительности (символ, метафора, аллегория)

применение новейших средств техники и технических эффектов.

Итак, режиссура массовых представлений и праздников, базируясь на общем фундаменте режиссуре, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому и обязательному включению зрителей в действие. В этом театре жизни масса – всегда герой, а не просто зритель.

«Режиссер массового праздника, - пишет Д.М. Генкин, - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула» (Д.М. Генкин «Массовые праздники»).

Это обстоятельство диктует еще одну, едва не самую значительную черту специфики режиссуры массового театра, в частности клубной режиссуры: она представляет собой как особую художественную организацию материала, так и особую организацию самой массы участников.

Еще в 20-е годы такие режиссеры, как В. Мейерхольд, К. Марджанов, Н. Петров, А. Пиотровский стремились вынести театральное действие из зала на площадь, донести его до массового зрителя.

В. Мейерхольд ставит спектакли «Мистерия – буфф», «Земля дыбом» на Петроградской площади, на Воробьевых горах, используя приемы народного театра, с единой режиссерской установкой: поиск форм публицистическо-поэтического представления, вовлекающего зрителя в решение самых острых вопросов времени. Театр выступает не только политическим агитатором, но и собеседником массы.

В 1924 году режиссер К. Марджанов очень эмоционально театрализовал демонстрацию, проходившую под лозунгом: «Ленин – умер, но мы завершим его дело», в которой приняли участие тысячи людей.

В Воронеже празднование первой годовщины Октябрьской революции сопровождалось интересным массовым театрализованным представлением – карнавалом «Сожжение гидры контреволюции». В представлении приняли участие свыше десяти тысяч человек.

Зритель –АКТЕР!!!

Эту творческую задачу подхватил и продолжил в своих работах выдающийся режиссер Н.П. Охлопков. Считая театральную условность эстетической категорией, способом выражения режиссерской мысли он вплотную подошел к принципам площадного народного театра.

Мечта Охлопкова о массовом театре нашла отражение в проекте нового театрального здания, где полностью уничтожена сценическая коробка, где актер-трибун вместе со зрителем решает актуальные проблемы времени.

Театр как трибуна. Большая общественно-политическая трибуна.

Опыт В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, К. Марджанова, Н. Охлопкова, достигших создания художественного образа не только средствами театра, но и включением в действие зрителя, был продолжен и развит в работах таких крупных режиссеров, как И.Туманов, Г. Товстоногов, Б. Петров и других.

Источник - Э.В. Вершковский «Режиссура массовых клубных представлений»

Томик_Талантов все записи автора

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.

Что значит театрализовать материал?

Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:

1. организация сцен. действия, зримое раскрытие драматургического конфликта;

2. создание художественного образа представления. Вот почему основа театра – пьеса, а основа театрализации – сценарий;

СЦЕНАРИЙ – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.

СУЩЕСТВУЮТ 2 СТОРОНЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ:

1. СЦЕНАРНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. РЕЖИССЕРСКАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ:

1). Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2). Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3). Театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ

Несмотря на возрастающую роль театрализации теория ее разработана недостаточно. По существу, сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее место во многих сферах культурно – просветительной работы, границы возможностей и принципы использования. В свою очередь, неразработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на практической деятельности культурно – просветительных учреждений.

Наиболее распространенной ошибкой практиков, обусловленной эмпирическим подходом к театрализации, является понимание ее как элемента художественности, вносимого в культурно – просветительную работу. В этом случае театрализацией считают только привнесение художественного материала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного номера) в ту или иную массовую культурно – просветительную форму. Таким образом, она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя по существу лишь более сложную ее разновидность. Подобный механический подход к театрализации приводит к непомерному и необоснованному расширению границ ее использования. Это вторая, распространенная на практике ошибка. Использование театрализации как всеобъемлющего универсального метода приводит к возникновению фальши, ложной ситуации, антихудожественности. Такой подход принижает тетрализацию, делает ее примитивной и в то же время размывает границы ее использования. Отсюда появляется страсть к «тональной» театрализации, стремление театрализовать все подряд. Это - результат примитивного понимания социальных потребностей современного человека, его требований к общественному досугу., художественно – эстетических критериев. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучит музыка, к месту выступления артистов и художественной самодеятельности, лишает массовую культурно – просветительную работу ее социально – педагогической глубины.

Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события, с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функций театрализации связана с любыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием культурно – просветительной работы, который можно использовать на всех ее уровнях, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально – психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.

Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами массовой культурно – просветительной работы.

Сравним два сценария «Посвящения в рабочий класс», проведенных в разное время Дворцом культуры им. И. И. Газа производственного объединения «Кировский завод» (г. Ленинград). Один из праздников решен как торжественное заседание за прологом и художественной частью. Торжественная часть начинается с кинопролога о Кировском заводе, сопровождается поэтическими фрагментами и музыкой. После пролога следуют выступления председателя Совета наставников завода, награждение мастеров производственного обучения, рабочих наставников, приветствие учащихся ПТУ, наконец, торжественный вынос знамени и клятва молодых рабочих. После окончания торжественной части – концерт, вручение праздничных сувениров, значков, фотографирование и т.д. Посвящение в рабочий класс по этому сценарию прошло торжественно, но без особого эмоционального подъема.

В другом случае сценарий «Просвещения в рабой класс» был решен как массовое действие, сквозным образным ходом которого стал священный огонь традиций, возникающий в прологе Богровыми отблесками факела на экране, и весь киномузыкальный пролог был эстафетой этого огня. Один за другим проходили в песне, поэтических строках, кинокадрах образы поколений путиловцев–кировцев, как бы передающие друг другу эстафету огня традиций. И вот уже знатные рабочие вносят на сцену факел, зажженный от мартена завода. В отблесках этого огня дают клятву верности рабочему классу юноши и девушки. Здесь же поздравляют молодых рабочих, выступают артисты, писатели, композиторы. Мы видим, что вместо двух, связанных между собой частей первого сценария, во втором празднике возникает реальное художественное действие, сцементированное сквозным образным ходом, создающее эмоциональную, приподнятую атмосферу.

Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового театра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем и по этому должен широко использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора массовых праздников так же важна, как и художественно-творческая подготовка.

Анализируя социально-психологические механизмы, превращающиеся в своеобразный инструмент практической режиссуры массового праздника, нужно прежде всего остановиться на общении. В широком смысле слова праздник представляет собой широкое, социально окрашенное и художественно оформленное общение по поводу того или иного события. Но ведь еще и коллективная деятельность людей, требующая определенного уровня организации, а не просто их духовный контакт. Праздничное общение – это синтетический вид человеческой деятельности. уходящий истоками в общественно-политическую, познавательную, художественную деятельность людей. С помощью такого общения человек, особенно молодой, вовлекается в круг определенных идей и их социально-психологического утверждения, приобщается к социально опыту общества, коллектива.

Каковы же механизмы общения, которые необходимо знать и учитывать режиссеру, организатору массовых праздников? В структуре психологического настроя участника особый интерес, с этой точки зрения, представляет ситуативный настрой, тесно связанный с условиями повседневной жизни и деятельности человека, с потоком жизненных событий, впечатлений и эмоционально окрашенный. Ситуативный настрой в значительной степени влияет на оценку личностью того или иного события, получаемой информации, окружающих людей. Можно сказать, что он предопределяет эмоциональную реакцию личности на конкретное событие, особенно наглядно проявляющуюся в социалистическом трудовом коллективе как празднующей общности.

Эмоциональная реакция, ситуативный настрой трудящихся на знаменательное трудовое событие, отражающиеся во всем построении сценария, стимулирует и форму мероприятия, в частности торжественный митинг, возникающий как единый порыв всей массы трудящихся. Такие митинги проводились неоднократно на БАМе, строительстве газопровода Уренгой – Памары – Ужгород и т. д. На всех этих стройках в моменты соединения путей, встречи поездов, сбойки тоннелей, возникали такие такие полустихийные, эмоциональные митинги, отражавшие торжество трудового свершения.

Этот первичный ситуативно-событийный настрой личности очень важно увидеть, понять и отразить режиссеру массового мероприятия, ибо он предопределяет тип деятельности его конкретных участников. Именно здесь заложена возможность дойти до каждого, отразить личностные потребности, в отсутствии которых часто обвиняют массовые праздники. Увиденное и учтенное режиссером-организатором массовое совпадение эмоциональных реакций многих людей на то или иное событие, особенно трудовое, отвечающее ведущему виду деятельности личности, вызывает массовое праздничное действие, ибо единый эмоциональный настрой возникает как результат схожести совместных переживаний. Не случайно в массовый праздник, втянувший в свою орбиту сотни тысяч людей, превратились укладка «золотого» звена, соединявшего воедино Байкало-Амурскую магистраль, и встреча прошедшего по ней первого поезда. Для каждого, кто вложил в строительство БАМа свой труд, это был сплав эмоционального настроя торжества и сознательной социальной позиции строителя-добровольца. Отсюда и сила реакции, нашедшая реализацию в огромно, захватывающем празднике, за которым следила вся страна.

Музыкально-поэтический театр.

Своеобразным музыкальным прологом является музыкально-поэтическая композиция, представляющая собой органическое един ство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержа ния, драматургической завершенностью. Так, на фестивале "Рок за мир" в качестве музыкального пролога были использованы поэтические про изведения Б. Брехта, Г. Лорки, П. Неруды и фрагменты песен Г. Эйслера и С. Ортеги.

Характер музыкального пролога определяется спецификой и харак тером программы. В КВН – это музыкальный выход и приветствие ко манд, в концертных выступлениях рок-групп – вступительная песня представление коллектива.

На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях музы кальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш-парады духовых оркестров, кавалькады ма шин и другой техники, традиционные ритуалы и парады самодеятель ных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках.

Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут полу чить продолжение и развитие по ходу программы. Так, в программе "Слово о хлебе" тема песни "Зацветает степь садами" в прологе звуча ла торжественно, в эпизоде "Поле-судьба" – тревожно, "Солдатское по ле" – скорбно, "Поле Гагарина" – величаво и т.д.

Билет 5, и 3. и другие!





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1730 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...