Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Среди мыслителей Нового времени, внесших свою ленту в создание основ социологии культуры следует назвать яркого представителя европейского классицизма Никола Буало (1636—1711), который в широко известном трактате «Поэтическое искусство», вышедшем в свет в 1674 году, дал блестящие социально-психологические зарисовки различных социальных типов поэтов, читателей и'критиков, существовавших во Франции в период правления Людовика XIV. Им же был проведен анализ способов воздействия на зрителя, который с полным основанием может рассматриваться как один из первых опытов применения социологического подхода к решению конкретной исследовательской задачи.
Описывая путь, который прошла в своем развитии социология культуры, нельзя оставить без внимания богатство мыслей, тонких
16
Раздел I. История социологии культуры
наблюдений, нетривиальных суждений, которые содержались в трудах путешественников, миссионеров-священников, купцов, искателей приключений, авантюристов, шедших вслед за конквистадорами и завоевателями во времена Великих географических открытий и создания колониальных империй. Не будет преувеличением утверждение, что из их сочинений европейцы узнали о существовании других культурных миров, весьма существенно отличающихся по свои базовым ценностям от мира, возникшего на европейской почве. Их путевые заметки, отчеты монархам, князьями церкви и банкирам, размышления о сходстве и различии образов жизни, форм государственного устройства, систем семейно-брачных отношений европейских народов и народов стран Южной и Северной Америки, Африки, Полинезии, Ближнего и Дальнего Востока с полным основанием могут рассматриваться как социологические или этнографические зарисовки, хотя, разумеется, сами авторы их таковыми не считали.
Это в первую очередь относится к «Запискам» монаха Виллема Рубрука, который в XIII в., пройдя многие страны, добрался до Монголии; книгам Марко Поло; «Воспоминаниям миссионера» Плано Карпини; книге «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, посетившего Индию и Персию; трактату капитана Маржерета «Состояние Российской державы и великого княжества Московского»; книге «Нынешнее состояние России, описанное англичанином Самуилом Коллином»; книгам «Путешествие из Европы в Азию и Китай преподобного Аврила», «Сокращенный рассказ или мемориал путешествий сэра Джерома Горсея», который бывал в России в конце XVI в., встречался с Иваном Грозным.
Обширные сведения о государственном устройстве, быте, обычаях, об особенностях искусства, религии, архитектуры, организации экономической жизни тех стран подвигли мыслителей Нового времени на написание трудов, в которых содержатся корни как социологии культуры, так и ряда других наук, в частности, социальной антропологии, этнографии, лингвистики, сравнительного языкознания и т.д. Среди них следует назвать трактат испанца Месси «Ьесопс сИуегзез.», который вдохновил М. Монтеня на написание очерка «Ое 1а сошпте».
В книге «Ьез $к Нуегез с!е 1а гериЪИяие» Жан Воден (1530—1596)
высказал идею о том, что формы правления тесно связаны с разли
чиями климатических условий. V
Эдвард Брервуд в своей книге «Изыскание о различии языков и религий в основных районах мира» (1614) выдвинул гипотезу о происхождении североамериканских индейцев от обитателей Азии.
Глава 1. У истоков социологии культуры
Ответ на вопрос «что общего у жителей Индии и древних народов Европы?» можно найти в книге неизвестного автора конца XVII в. «СопГопшЧе с1е8 соиштез дез 1псИеп5 опешжгх ауес сеНез <1е$.1шГ8 е1 дез ашгез реор!е8 ее 1апияш1е».
Французский миссионер Жозеф Франсуа Лафито (1670—1740) пролил свет на обычаи древности путем сравнения их с обычаями, существующими у народов Северной и Южной Америки. Трактат де Броса дает скрупулезный анализ культур и прежде всего верований народов Западной Африки1.
Таким образом, в Новое время, по сути, была заложена первичная эмпирическая база социологии культуры, на которую опирались в своем научном поиске исследователи более поздних исторических эпох в том числе и представители европейской просвещенческой мысли, сыгравшие немаловажную роль в становлении и развитии социологии культуры как отдельной отрасли научного знания.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!