Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Чтобы объяснить резкое различие между англосаксонскими странами и европейским континентом, К. Маннгейм обратился к изучению прагматизма и его английских предшественников — эмпиристов. Исторически ориентированный структурный анализ социальной действительности, формировавший его мировоззрение в немецкий период, был теперь вытеснен более конкретным и прагматическим подходом. С изменением хода исторического развития, внезапно прерванного нарождав-
1 Дословно: быть «шлюзовыми воротами духа» («sluice gates of the
spirit»).
2 Mannheim K. Essays on Sociology and Social Psychology. N. Y., 1953.
Ch. I.
728 Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами
шимся пугающим тоталитаризмом, К. Маннгейм обратился к Дж. Дьюи, Дж. Г. Миду и Ч. Кули в поисках поддержки в разработке конкретной науки социальной реконструкции и социальной инженерии. Теперь он превозносил значение прагматизма за вклад в обоснование социального планирования и взаимообусловленного мышления. «Прагматизм более не создает абстрактного барьера между мыслью и действием... он четко осознает тот органический процесс, посредством которого каждый мыслительный акт становится по существу частью поведения»1.
Хотя К. Маннгейм и имел склонность критиковать традиционную американскую социологию за ее «изоляционистский эмпиризм», неспособность мыслить в широких структурных понятиях, Дж. Дьюи и его единомышленники произвели на него большое впечатление умением рассуждать, продвигаясь от частного к общему, от узкого конкретного исследования человеческих взаимодействий к всеобщему планированию, реконструкции и философии общества.
Маннгейм продолжал мыслить в структурных понятиях и после своего переезда в Англию, но теперь он трактовал понятие структуры в более широком смысле. Он уделял пристальное внимание психологическим элементам, лежащим в основе социальных процессов. В стремлении дать объяснение возникновению аномальных и деструктивных сил, появившихся на исторической сцене, Маннгейм обратился к психоанализу. Отчасти под влиянием своей жены, обладавшей хорошей подготовкой в области психоанализа, К. Маннгейм погрузился в изучение трудов 3. Фрейда и его последователей, как европейских, так и американских. Постепенно он пришел к такому пониманию фашизма и войны, где они предстают, по крайней мере, отчасти, как проблемы психопатологии.
Под влиянием работ Г. Лассуэлла и ряда американских социальных психологов К. Маннгейм пришел к убеждению, что чувство «коллективной неуверенности» и глубоко укоренившейся тревоги, одолевающие современного человека, требуют психологического анализа в дополнение к анализу институциональных источников подобных тревог. Маннгейм теперь призывал к созданию психологической социологии, которая бы использовала возможности психоанализа, равным образом, как и других школ психологии, чтобы объяснить институционально
1 Mannheim К. Man and Society in an Age of Reconstruction. P. 206.
Глава 28. Социология знания Карла Маннгейма
сформированное индивидуальное поведение и указать путь к социальной организации, нацеленной на замену патологии здоровьем, а отсутствия разума — разумом.
Произведения Маннгейма 1920-х гг. свидетельствуют о том, что он продолжал живо интересоваться состоянием общества и бурными событиями, происходившими на политической арене. Однако очевидно, что он решил держаться в стороне от непосредственного участия в политических событиях, учитывая несчастливый опыт своего пребывания в Венгерской Советской Республике. Его главные сочинения в немецкий период появились в академических изданиях и были адресованы академической аудитории. Он публиковался наряду с другими в органе неокантианцев «Логос» («Logos»), в изданиях «Ежегодник по истории искусства», «Социологический ежегодник». Некоторые из главных его работ появились в самом престижном журнале по социальным наукам — «Архив общественных наук и социальной политики» («Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozial-politik»), который редактировал М. Вебер. Работа «Идеология и утопия» была опубликована небольшим издательством «Фридрих Кохен» («Friedrich Cohen»), которое ориентировалось в основном на академическую аудиторию. Только одна работа была направлена в журнал с менее специализированной читательской аудиторией — статья «О проблемах социологии в Германии», которая появилась в «Новом швейцарском обозрении» («Neue Schweizer Rundschau») в Швейцарии.
Не только публикации в журналах и специализированных издательствах, но и сам стиль изложения указывает на то, что Маннгейм в эти годы хотел, чтобы его считали членом университетского сообщества. Хотя он писал более понятно, чем средний немецкий профессор, стиль его изложения создавал серьезные трудности для читателей, и он никогда не стремился к популярному изложению своих мыслей. Его сочинения изобилуют подстрочными примечаниями и высоконаучными дополнениями и требуют от читателя хорошего предварительного знания литературных источников. Он пишет как ученый, обращающийся к равным себе.
«Идеология и утопия», опубликованная в 1929 г., была первой из работ Маннгейма, которая привлекла к себе некоторое внимание за пределами академической аудитории. Она широко рецензировалась в журналах левого толка, но получила двойственный прием. Она была «слишком сильным средством» для
730 Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами
официальных представителей социал-демократического крыла, как вспоминает П. Кечкемети, и оценивалась как недостаточно революционная коммунистами и их интеллектуальными сторонниками.
Люди, подобные Г. Маркузе и Т. Адорно, видели в стремлении К. Маннгейма к научной политике «над схваткой» отказ от марксистского опыта. А постоянные академические обозреватели оказались даже более равнодушными, чем социал-демократы, и только немногие диссидентствующие интеллектуалы, такие как Э. Ледерер, приветствовали его с достаточным энтузиазмом. Набирающая силу волна нацизма и грозные признаки депрессии вскоре повернули внимание масс к более злободневным заботам, и споры о книге постепенно прекратились. Трудно сказать, могла ли она иметь более широкое воздействие на немецких читателей при других обстоятельствах. Как бы то ни было, ее автор был вынужден оставить свою университетскую кафедру и отправиться в Англию вскоре после прихода А. Гитлера к власти.
Способность Маннгейма отвлекаться от строго академической работы и разговаривать с неакадемической публикой подкреплялась тем, что в Лондонском университете он преподавал не только социологию, но и педагогику. Педагогика как прикладная наука намного теснее была связана с различного рода объединениями преподавателей и чиновников от образования, чем социология, которая в то время все еще оставалась чисто академической дисциплиной и занимала не слишком заметное положение как среди английских профессионалов, так и среди неспециалистов. Маннгейм выступал перед многими разными аудиториями, главным образом по проблемам воспитания и образования взрослых. Впечатление о разнообразии и широте его аудитории подтверждается и перечнем его публикаций.
Он редко публиковался в академических журналах, которые в Германии были для него почти единственными изданиями. Можно найти только две статьи Маннгейма в журналах «Политика» («Politica») и «Социологическое обозрение» («Sociological Review»), и обе они появились в самом начале его пребывания в Англии. Почти все другие статьи появляются в сборниках под заглавиями «Образование для демократий», «Этот меняющийся мир», «Мирные изменения» и т. п. В числе изданий, для которых он писал, были «Бюллетень образования взрослых» («Tutor's Bulletin for Adult Education»), «Христианские новости»
Глава 28. Социология знания Карла Маннгейма
(«Christian News Letter»), «Новый английский еженедельник» («The New English Weekly»), а также, что соответствовало его новому интересу к психоанализу, «Международный журнал по психоанализу» («The International Journal of Psychoanalysis»). Даже издательство «Рутледж и Кеган Пауль» («Routledge and Ke-gan Paul»), печатавшее его труды, будучи респектабельной издательской фирмой, обращалось к широкой читательской публике чаще, чем строгие немецкие издатели в былые времена. «Международная библиотека по социологии и социальной реконструкции», редактором которой был Маннгейм, имела целью добиться внимания как широких кругов активных реформаторов, так и академических кругов.
Манера изложения Маннгейма за годы в Англии изменилась столь же значительно, как его интересы и аудитории слушателей. Исчезла отстраненность, присущая сочинениям немецкого периода. Его английские работы являются более удобочитаемыми и понятными, чем немецкие, граничившие с заумью. Однако за свои успешные усилия добиться внимания широкой публики он дорого заплатил. Его стиль лишился в определенной степени прежней логической строгости, его манера часто становится нравоучительной. И насколько он отказывался от аналитической манеры, заменяя ее императивной, настолько же он стремился избежать трудностей в изложении своих идей, прибегая часто к не требующим усилий риторическим приемам. При чтении позднего К. Маннгейма представляется образ охваченного пылом наставлений «человека, говорящего с толпой», классическое описание которого дал Э. Дюркгейм. «Его язык приобретает напыщенность, которая показалась бы смешной в обычных условиях; его жесты демонстрируют определенную властность; но сама его мысль нетерпима ко всяким правилам и часто впадает в различного рода крайности... Иногда он даже испытывает ощущение, что над ним властвует некая духовная сила, более могущественная, чем он сам, и которую он всего лишь истолковывает... Чувства, вызываемые его словами, возвращаются к нему, приобретя еще большую широту и силу; и настолько же они укрепляют его собственное мнение о себе. Страстные порывы, которые он вызывает, находят в нем ответный отклик и стимулируют его жизненный тонус»1.
1 Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. N. Y., 1947. P. 210.
Заключение
К. Маннгейм обладал уравновешенным умом и характером, поэтому его вряд ли можно сравнить с полубезумным О. Кон-том — «жрецом человечества», привыкшим обращаться к своей парижской аудитории с религиозным пылом. И, однако, ощущается глубокое сходство между последними сочинениями Маннгейма и сочинениями Конта. Оба они утрачивали в какой-то степени хладнокровие, когда, проповедуя язычникам, обращались от диагноза к пророчеству.
Не все сочинения Маннгейма, написанные в английский период, были предназначены для широкой аудитории. Его работа «Человек и общество в годы реконструкции» (которая была частично написана в Германии), а также статьи, опубликованные теперь в третьей и четвертой частях его «Эссе по социологии и социальной психологии», демонстрируют исключительную способность к глубокому проникновению в сущность исследуемого в такой же мере, как и все написанное им в Германии. Но независимо от того, сколь значительным оказался вклад К. Маннгейма в поддержку демократических институтов в период реакции и усиливающегося кризиса, независимо от того, насколько эти его работы способствовали рождению современного государства всеобщего благоденствия, их научная ценность уступает всем его сочинениям немецкого периода.
К. Маннгейм является одной из наиболее привлекательных фигур среди великих социологов. Будучи глубоко социально ориентированной и гуманной личностью, он воплотил в своей аналитической работе и в реформаторских увлечениях одновременное стремление к глубокому пониманию земных человеческих злоключений и к активному вмешательству в общественные дела, которые в различной степени воодушевляют большинство социологов. И если он не всегда поддерживал в идеальном равновесии эти свои предпочтения, он в этом похож на многих социологов, живших до и после него, которым не удалось добиться лучшего.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!