Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вскоре после возвращения в Германию, последовавшего за поражением Советской революции в Венгрии, К. Маннгейм вновь обратился к марксизму. Но теперь это был не тот уравновешенный, эволюционный и во многом позитивистский марксизм, каким его представлял К. Каутский, с которым К. Маннгейм познакомился в довоенном Будапеште. Новый марксизм, как излагал его Г. Лукач, был действенным, глубоко революционным и нацеленным на поддержку преобразующего опыта.
Под влиянием русской революции и ленинской волюнтаристической интерпретации марксизма новое поколение молодых интеллигентов-марксистов, многие из которых принадлежали к «фронтовому поколению», в окопах утратившему иллюзии, теперь стремилось всерьез воспринять указание К. Маркса о том, что задача философа не только объяснить мир, но и изменить его. Маннгейм, скептически относившийся к требованиям марксистской доктрины в ее реформистском виде, испытал глубокое впечатление от революционного марксизма.
Так никогда и не став, подобно Лукачу, приверженцем Коммунистической партии, Маннгейм, тем не менее, во многом соглашался с марксистским тезисом о том, что революции предвещают конец эпохи господства буржуазии и возвышение пролетариата как решающего творца истории. Хотя он не был склонен соглашаться с утверждением Лукача, что только пролетарское сознание адекватно отражает действительность и что все другие классовые перспективы неизбежно подвержены идеологическим искажениям, Маннгейм был расположен ви-
Глава 28. Социология знания Карла Маннгейма
деть в пролетарском классовом сознании такую перспективу, которая, вследствие ее направленности в будущее, вероятно, явхяется более релевантной, чем буржуазное мышление, верное прошлому и настоящему положению вещей.
Несмотря на привлекательность для него отдельных положение марксизма и то глубокое влияние, которое тот оказал на все его последующее мировосприятие, Маннгейм никогда не стал ортодоксальным марксистом. Основная причина в том, что одновременно с марксизмом он испытал воздействие различных релятивистских доктрин, выступающих в традициях немецкого историцизма, а они подвергали сомнению претендующие на абсолютную истину заявления, исходящие из марксистского лагеря1.
Немецкий историцизм подчеркивал, что никакой продукт человеческой культуры, ни одно значимое событие в человеческой истории не может быть понято, если их рассматривать во вневременных и генерализующих рамках. Историцизм отправной точкой избрал гегелевскую холистическую философию куцьтуры, согласно которой каждый культурный продукт прошлого следует понимать в зависимости от той стадии в процессе постепенной самореализации объективного духа, которая была достигнута в конкретный момент исторического времени.
Маннгейм во многом признавал наследие историцизма. Его содиологию знания можно рассматривать как продукт исторического релятивизма, смягченного и трансформированного марксовым вниманием к опыту (Praxis), а также дополненного его собственным программным утверждением о том, что системы идей следует рассматривать и понимать не только с позиции их автономного и внутренне присущего им развития, но и соотнеся их с занимаемым ими местом в социальных структурах.
Маннгейм был убежден, что современные философы должны считаться с историцизмом как с серьезным интеллектуальным подходом, «подобно тому, как в Афинах Сократ был морально обязан определить свою позицию по отношению к софистам»2. Он утверждал, что историцизм стал интеллектуальной
1 Последующие страницы заимствованы из блестящего «Введения» Пуля Кечкемети к работе Карла Маннгейма «Опыты по социологии зншия».
2 Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge, and Essays in the Sociology of Culture. P. 84.
724 Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами
силой исключительной значимости. Такой принцип подхода к действительности «не только подобно невидимой руке организует творческие возможности наук о духе (Geisteswissenschaften), но также проникает в повседневное мышление... Поэтому исто-рицизм не является всего лишь причудой или данью моде; это даже не течение мысли, но сама основа, на которой мы строим наши наблюдения явлений социально-культурной действительности»1.
Несмотря на такое солидное наследие, воспринятое К. Маннгеймом, он превзошел школу историцизма; он взял за основу мировосприятия марксистскую идею, утверждавшую, что образ мышления связан с образом действий, и установил те многочисленные и разнообразные связи, которыми системы идей связаны с опытом людей, занимающих определенное место в конкретных социальных структурах. Маннгейм перешел от понимания идей, как рождаемых только изнутри (from the inside), к их трактовке, включающей внешнее воздействие факторов, формируемых теми социальными структурами, в которые различным образом вовлечены носители идей.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!