Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дифференцирование временных параметров движения



Основной путь развития — упражнения на точность различения вре­менных интервалов:

-воспроизведение временных отрезков: 3, 5, 7, 10 с путем мыслен­ного (внутреннего) отсчета времени;

-то же, при выполнении упражнений, например определение вре­мени в беге на 20 м;

 

12 1466


«Чувство времени» формируется постепенно: сначала педагог дает информацию о результате, определяя его по секундомеру, затем уче­ник сообщает «свое» время, сверяя с действительным, и, корректируя внутренние ощущения, позднее выполняет упражнение с заданным

временем.

- выполнение упражнений с разным темпом: приседания, накло­ны, круговые движения рук на 1, 2, 4 счета; на счет 1—4.

Дифференцирование пространственных параметров движения Строится на ощущениях «чувства пространства» и кинестетических

представлениях:

- выполнение симметричных и асимметричных движений и умение

контролировать точность положений;

-ходьба и бег с чередованием разной длины шагов (40, 60, 80 см); -повороты на 45°, 90°, 180°;

-чередование наклонов и полунаклонов вперед, назад, в стороны; -махи ног, круговые движения рук с разной амплитудой;

- прыжки в длину с места с разной траекторией полета, на задан­ное расстояние;

- плавание и резкие движения рук и ног.
Дифференцирование динамических параметров движения
Основано на умении различать и варьировать усилия:
-статическое усилие мышц кисти, спины на ручном и становом

динамометре с максимальной силой, в 3/4, в '/,;

-прыжки в длину с места с максимальной силой, в 3/4, в 72;

- метание в цель на разном расстоянии от мишени; в заданную цель
(для слепых — озвученная мишень); мячами разного веса;

-приседания с набивными мячами, гантелями разного веса. Дифференцирование ритмических параметров движения («Чувство

ритма»)

Типичной формой управления ритмическими параметрами движе­ния в практике АФК является использование музыки и других сигналов (звуковых, световых, тактильных, вибрационных); различающихся по высоте, громкости, продолжительности, тембру:

-ходьба, бег в заданном внешним сигналом темпе;

- шаги польки, галопа и др. под музыку;
-подскоки, прыжки на месте, с продвижением вперед, назад,

в сторону в заданном ритме;

- импровизации движений под музыку.
3. Развитие способности к пространственной ориентации
Ориентация в пространстве — важная часть координационных спо­собностей. Недостаточность ее у инвалидов всех нозологических групп
- результат не только патологических нарушений, но и следствие ги­подинамии. Поэтому одна из задач ориентации - вооружить человека,
особенно слепого и слабовидящего, умениями и техникой безопасного
и надежного передвижения в окружающей среде. При этом двигатель­
ная способность и пространственная ориентация тесно взаимосвязаны.
Е. XV. НШ (1986), исследовавший эту способность слепых, утверждает,
что если субъект способен двигаться, но не ориентируется, движение


бесполезно и бессмысленно, и, наоборот, если субъект ориентирует­ся, но неподвижен, он не может оказаться там, где ему хочется.

Двигательная способность (мобильность) состоит из двух компонен­тов, один из которых — мыслительная ориентация, другой — физическое передвижение. Первый определяется как способность индивида распоз­навать окружение, временные и пространственные отношения относи­тельно самого себя, второй — как передвижение из одного места в другое посредством физической деятельности (К.Ф.Хусто с соавт., 1999).

Органы чувств играют ведущую роль в распознавании, истолкова­нии и использовании информации для ориентировки в пространстве:

-зрительная сенсорная система (для слабовидящих - остаточное зрение) осуществляет зрительное внимание, фиксацию, слежение, ак­комодацию;

- слуховая - слуховое внимание, локализацию, распознавание, раз­личение звуков;

-тактильная — кинестетическое, температурное и осязательное рас­познавание, различение;

-обонятельная — распознавание запахов.

Чувство самовосприятия, формирующееся в детстве и влияющее на развитие мышечного тонуса, существенно влияет на координацию дви­жений, в том числе и на пространственную ориентацию. Нарушения мышечного тонуса, особенно у детей с последствиями церебрального паралича, полиомиелита, искажают движения, позы, походку.

Методические приемы развития способности к пространственной ориентации направлены на формирование необходимых знаний и дви­гательных умений с помощью зрительных, слуховых, тактильных, ки­нестетических представлений, являющихся ориентировочной основой действий в замкнутом или открытом пространстве. Создание этих пред­ставлений особенно важно для детей с сенсорными нарушениями:

- знание о структуре пространства и внешних ориентирах (верхний и нижний, правый и левый угол зала, окно, дверь, гимнастическая стенка и т.п.);

- знания о положениях и позах тела в процессе выполнения упраж­нений (правильная осанка, положение стоя, сидя, лежа на животе, на спине, на боку, стоя не коленях);

-знания о видах размещения (в шеренге, колонне, круге, в парах) и перемещения (по прямой, по диагонали, «змейкой» и т.п.);

-знания о направлениях движения: вперед—назад, вправо—влево, вниз - вверх;

-представление о величине (большой — маленький), весе (легкий — тяжелый), форме (квадратный, круглый), фактуре (гладкий, шерша­вый), материале (деревянный, металлический, резиновый), цвете (крас­ный, синий, желтый);

- понимание пространственных различий в двигательных действиях
в зависимости от предлогов «перед», «за», «через», «по», «на», «меж­ду», «под» (под прыгнуть, спрыгнуть, пере прыгнуть):

-дифференцирование внешних сигналов (звуковых, световых, виб­рационных), предметных и символических ориентиров (хруст снега, шум


воды, шорох шагов), указывающих направление, амплитуду, траекто­рию, длину и количество шагов.

Указанные представления формируются на каждом занятии, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 993 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...