Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
По-видимому, из-за того что в древности секс рассматривался как источник радости и наслаждения, авторы могли писать о нем открыто и без смущения. В большинстве языков, не исключая английский, самыми откровенными являются наиболее древние тексты. Любовные песни древних шумеров, сложенные около 4000 лет назад, иногда содержат более откровенные с?роки, чем любовные песни, написанные сегодня.
Древнегреческие писатели черпали свое вдохновение в эротических обрядах, происходивших во время празднеств в честь Диониса. Эти обряды в некоторых городах переходили в дикие оргии, иногда к ужасу самих греков, предпочитавших, вообще говоря, более чинные и официальные церемонии. В песнях и пьесах, являвшихся чем-то вроде массовой культуры тех времен, часто воспевался фаллос и пересказывались истории о сексуальных похождениях богов. Многие мастера греческой трагедии и комедии создавали пьесы, в которых сексуальные темы являлись центральными. Эротическая литература древних римлян была более невинной, хотя существуют свидетельства в пользу того, что сексуальное поведение жителей Рима затмевало любые излишества, практиковавшиеся древними греками. Одним из наиболее знаменитых римских «порнографических писателей» был Овидий, чья «Наука любви» стала классикой эротической литературы. «Сатирикон», произведение другого римлянина, Гая Петрония, также насыщено сексуальными темами.
Считается, что до начала XIX века на самом деле не существовало отдельного жанра литературы, предназначенного для возбуждения сексуальных эмоции.
'Сексуально откровенные материалы зачастую использовались как средство критики политических и религиозных властей. Сексуальные литературные темы часто становились оружием вольнодумцев и политических активистов, и их распространение предшествовало крупным политическим революциям против деспотических режимов. Роль порнографии как средства сексуального возбуждения, по-видимому, стала более отчетливой в конце XVIII века, одновременно с началом развития материалистического подхода в философии и науке {Hunt, 1993).
Можете ли вы назвать какие-нибудь книги, которые следовало бы запретить выдавать в школьной библиотеке? В библиотеке колледжа? Во взрослой библиотеке?
Девятнадцатый век принес расцвет ханжества, и в течение этого периода благовоспитанные дамы находили оскорбительными не только откровенные сексуальные описания, но и любые другие нескромные заявления, встречающиеся в тексте. Сексуальные чувства подавлялись все сильнее, и сексуальные отношения, по крайней мере внешне, стали образцом благопристойности. Тем не менее эротическая литература процветала. К 1834 году только на одной из лондонских улиц было открыто 57 магазинов, торгующих порнографической продукцией (Mason, 1994).
Тема сексуальности в современной литературе
Хотя изображение сексуальности в литературе никогда не удавалось подавить полностью, благосклонное отношение к эротическим темам, изобиловавшим в древнегреческой и древнеримской литературе, вновь проявилось в полной мере только в XX веке. В начале этого века некоторые писатели восставали против мнения, что секс должен сопровождаться стыдом и чувством вины. Несомненно, работы Зигмунда Фрейда, Хэвлока Эллиса, Кинзи, Мастерса и Джонсон и других оказали влияние на возникновение нового отношения к сексуальности.
Сексуальная откровенность «Любовника леди Чаттерлей» Д. X. Лоуренса вызывала полемику, продолжавшуюся в течение многих десятилетий. Тел ерь Лоуренс признан литературным гением, а «Любовник леди Чаттерлей» —одним из эталонов деликатного подхода к эротическим темам. «Улисс» Джеймса Джойса был запрещен в Соединенных Штатах в течение многих лет после выхода в свет. В 1933 году Джон Вулси, окружной судья штата Нью-Йорк, вынес решение, согласно которому понятию «порнография» давалось новое определение и разрешался ввоз «Улисса» в Соединенные Штаты. Вулси предложил исходить из следующего принципа: прежде чем запрещать книгу как непристойную из-за содержания какого-то ее отрывка, необходимо принять во внимание общую художественную ценность всего произведения. Это решение явилось прецедентом, сохраняющим свое значение и по сей день, а «Улисс» получил признание как шедевр современной литературы.
Современные темы однополой любви рассматриваются в «Воспоминании о минувшем» Марселя Пруста {1923-1927), «Коридоне» Андре Жида {1924) и в произведении американского автора Джеймса Болдуина «Комната Джиованни» (1956). Несмотря на то что темы однополой сексуальности встречались во многих книгах и ранее, в некоторых современных произведениях темы гомосексуализма и лесбийской любви за-
трагиваются особенно тактично и осторожно. Двумя примерами этого являются книга Патрисии Уоррен «Бегущий впереди» и история двух женщин, живших в XIX веке, еПэйшенс и Сара» (1969), написанная Исабель Миллер. Заслуживает внимания также описание жизни гомосексуалистов в Нью-Йорке в романе Дэвида Файнберга «Пострадавшие от восемьдесят шестого».
Другие сексуальные темы также не остались без внимания. Темы садомазохизма, занимавшие значительное место в литературе конца XVIII века благодаря сочинениям маркиза де Сада, по-прежнему разрабатываются многими авторами. Две книги Хьюберта Селби-младшего «Последний выход в Бруклин» (1964) и «Комната» (1971), затрагивают тему садомазохизма. Одна из самых известных современных книг, повествующих о садомазохизме, — это роман Энн Райе «Выход в Эдем» (1985). Тема мастурбации проникла во многие произведения эротической литературы,' включая ряд автобиографий. В романе Филиппа Рота «Жалоба портного» (1967) тема мастурбации является центральной. Одной из самых последних книг, привлекших широкое внимание своим изображением сексуальных отношений, был роман «Голос», написанный Николсоном Бэйкером (1992). Он описывает сексуально откровенные телефонные разговоры мужчины и женщины, оказывающей ему услугу «секс по телефону». Эта книга особенно примечательна тем, что затрагивает относительно новое явление — возникновение сексуальных отношений между двумя незнакомыми людьми, говорящими по телефону.
Сначала 70-х годов были выпущены тысячи.книг самого разного литературного уровня, авторы которых открыто и честно говорят о сексе. В некоторых из них эротические темы переплетаются с другими литературными темами. Авторы других, очевидно, просто пытались уместить на странице как можно больше эротически откровенных сцен.
В 90-е годы новую популярность приобрела тема романтической любви. Эту моду отражают такие книги и снятые по ним фильмы, как, например, «Мосты графства Мэдисон». В настоящее время 46% всех рассчитанных на массового читателя книг в мягкой обложке составляют романы о любви, и читают их как женщины, так и мужчины (Bartley, 1994). Кроме того, некоторые специалисты считают, что экономическое и сексуальное давление (например, опасность ВИЧ-инфицирования) внезапно сделали очень привлекательными моногамные романтические отношения, как в реальной жизни, так и в литературе. Очень модной темой в любовных романах в последнее время стало изображение мужчин, серьезно относящихся к отцовству и семейной жизни.
Хотя в последнее время попытки цензуры эротических тем в литературе не очень распространены, местные библиотеки и школы часто подвергаются давлению со стороны разного рода групп, требующих изъятия книг, которые им кажутся неприличными. Количество претензий по поводу материалов, используемых в школах, поразительно возросло в течение 90-х годов, и почти в половине случаев книги были изъяты или выдача их была ограничена (Spindel & Duby, 1994). Среди книг, вызвавших больше всего нападок, были произведения классиков и книги, награжденные литературными премиями, в том числе «Навсегда» Джуди Блюм, «Гекльберри Финн» Марка Твена и «Я знаю, почему поют птицы в клетках» Мэйи Энджелу.
Журналы, бульварные газеты и комиксы
Журналы, печатающие рассказы о сексе, существуют уже более ста лет, но только
в последнее время они стали так легко доступны и их так открыто продают. Первым эротическим журналом, рассчитанным на искушенного читателя, был появившийся в 1933 году «Эсквайр: журнал для мужчин». Он создал прецедент. Двадцать лет спустя в газетных киосках появился «Плейбой». Этот журнал пытался выдерживать некоторый баланс между статьями, содержащими информацию сексуального плана, советами для мужчин о том, как следует одеваться, материалами, проникнутыми непредвзятым отношением к сексуальным вопросам, и фотографиями обнаженных женщин вместе с рассказами, рассчитанными на то, чтобы вызывать у читателя сексуальное возбуждение. Этот подход переняли у «Плейбоя» многие мужские журналы. Когда женщины потребовали равноправия в сексуальных вопросах, журналы «Космополитэн» и «Плей-герл» стали печатать фотографии обнаженных мужчин и эротические рассказы, специально рассчитанные на женский вкус.
К концу 60-х годов возникли журналы с более откровенной сексуальной направленностью, на страницах которых появляются жесткие порнографические материалы. Среди первых журналов, откровенных в том, что касается секса, были «Пентха-уз», «Хастлер» и «Oui». Журнал «Screw» («Трах») одно время имел сенсационный успех. За ним последовало множество других секс-изданий с провокационными названиями типа «Smut» («Непристойность»), «Ball» («Яйцо»), «Stud» («Жеребец»), «Hot Stuff» («Порнография») и «Sex» («Секс»), Эти издания не только печатали фотографии мужчин и женщин с обнаженными гениталиями, в них помещались и фотографии людей, занимающихся разными формами секса, а также литературные произведения на сексуальные темы, и статьи, рассказывающие о новых открытиях в области изучения сексуальности. В таких изданиях, кроме того, имелась колонка частных объявлений, при помощи которой читатели могли рекламировать оказываемые ими сексуальные услуги или вести поиск партнеров для любых видов сексуальных отношений.
Некоторое время назад начались разговоры о возрастании количества журнальных порнографических материалов, изображающих насилие по отношению к женщине или унижение женщины. Систематическое изучение содержания журналов опровергло эти идеи. Два продолжительных и подробных исследования порнографической продукции не обнаружили роста насилия в материалах гомосексуальной и гетеросексуальной тематики (Duncan, 1990). Анализ номеров «Плейбоя» с 50-х годов до 1983 года и «Хастлера» с 1974 по 1987 год даже свидетельствует о том, что с середины семидесятых годов сексуальное насилие стало несколько реже описываться в этих журналах. В обоих случаях доля материалов, описывающих сексуальное насилие, составляла менее 1 % всех материалов с сексуальной направленностью (Scott & Cuvelier, 1993). В другой работе были проанализированы развороты «Плейбоя» с 1953 по 1990 год с целью выявления изменений в степени сексуальной откровенности и определения уровня овеществления женщины (отношение к женщине исключительно как к объекту сексуального вожделения проявляется в подчеркнутом невнимании к ее личностным характеристикам). Авторы работы обнаружили возрастание
сексуальной откровенности вплоть до начала 80-х годов. В последующие годы уровень откровенности практически не менялся. Овеществление женщины вообще проявлялось достаточно мало, с небольшим увеличением частоты проявлений в 70-е годы (Bogaert, Turkovitch, & Hafer, 1993).
До последнего времени комиксы не затрагивали половых и сексуальных проблем, но теперь положение изменилось. Женщины-супергерои начали появляться в комиксах довольно давно, но в последнее время популярность их возросла. Один из героев «Полета Альфа», выпущенного издательством «Марвел Комикс», заявляет, что является гомосексуалистом. Другой гомосексуальный персонаж появился в серии «Flash» («Вспышка»), издающейся компанией «DC Publications». В серии комиксов «Icon» («Портрет») пятнадцатилетняя девочка, от лица которой ведется повествование, оказывается беременной. В газетном комиксе «В горе и в радости» подросток-гомосексуалист признается в своей сексуальной ориентации родителям и своему лучшему другу. Описание всех этих событий, растянувшееся на несколько номеров газеты, не шокировало своей необычностью, так как органично вплеталось в сюжетную линию. В Японии весьма популярны сексуально откровенные комиксы для женщин. В них часто фигурируют темы изнасилования или других видов сексуального принуждения. Комиксы, предназначенные для молодых девушек, часто описывают отношения между мужчинами-гомосексуалистами. Считается, что в контексте сексуально консервативной культуры такие темы в комиксах для женщин могут способствовать раскрепощению их подсознания (Kristoff, 1995).
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 775 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!