Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские основы социально-культурной деятельности



Любое знание в нашем мире, в том числе и социально-культурная деятельность, требует философского осмысления. Философия дает представления о наиболее общих формах, законах, закономерностях и принципах бытия на основании разработанных методов познания. В исторически сложившейся системе методов познания можно выделить два основных – метафизический и диалектический. В настоящее время в научном знании доминирующим является диалектический метод познания бытия.

Диалектический метод познания берет свое начало в учении о связях и развитии бытия. В различных философских школах и системах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет своего определения, но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». В философии XX века понятие «диалектика» употребляется как: а) совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в ходе движения и развития мира (объективная диалектика), б) взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека, в) один из всеобщих методов познания, который используется, не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.

В контекст социально-культурной деятельности лучше всего вписывается и отвечает задачам ее исследования последнее определение. Поэтому, употребляя термин диалектика, мы будем иметь в виду диалектический метод познания.

Диалектика представляет собой универсальный метод познания. В понимании связей предметов и явлений данный метод предполагает их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность, определяющее значение имеют внутренние связи. Источником и движущей силой в развитии диалектика предполагает внутренние противоречия и по характеру развитие отличается количественными и скачкообразными качественными характеристиками.

Диалектика изучает не всякие изменения, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, вот почему диалектический метод познания и развития может быть применен при рассмотрении социально-культурной деятельности. Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

Рассмотрим особенности проявления принципов диалектики в социально-культурной деятельности.

Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым надо руководствоваться в познании и практической деятельности. Принцип – основание, исходное положение какой-либо науки, теории, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения.

Принцип диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

В диалектике выделяют следующие принципы: всеобщей связи; развития; детерминизма; противоречивости; количественно-качественного развития бытия; преемственности; необходимости и т.д. Основополагающими и основными из них являются принципы всеобщей связи и развития.

Принцип всеобщей связи охватывает все многообразные формы бытия и может быть сформулирован в высказывании: в мире все взаимосвязано. Связь – это философская категория, отражающая все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, логических образов сознания. Этот принцип отражает также то, что все связи присущи самому бытию. Социально-культурной деятельности также присущи свои формы и виды связей, которые не привносятся откуда-то извне.

Основная роль принадлежит внутренним связям, так как они характеризуют и обуславливают целостность социально-культурной деятельности, как объекту познания и форме бытия, и обеспечивают ее единство. В познании социально-культурной деятельности особенно важно понимание значения диалектических связей, которые дают возможность определить и выделить закон и закономерность, выступающей в качестве внутренней, существенной, необходимой, устойчивой и повторяющейся связи. Связи весьма многообразны и они могут быть классифицированы по разным основаниям. К связям видов движения материи относятся социальные, биологические, химические, физические и механические связи. К связям форм бытия – пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные и генетические связи.

По характеру связи социально-культурной деятельности могут быть внутренними и внешними, существенными и несущественными, устойчивыми и неустойчивыми, повторяющимися и разовыми. Иными словами социально-культурную деятельность необходимо рассматривать в системе ее связей с другими объектами и явлениями окружающего мира, в системе связей с другими науками (философией, историей, психологией, педагогикой, культурологией и т.д.).

Принцип развития отражает поступательное изменение бытия от прошлого через настоящее к будущему, через возникновение нового и отмирание старого, переход к более совершенному уровню. Развитию присуща необратимость, наличие источников, движущих сил и механизма развития, преемственность, направленность и другие признаки. Кратко принцип развития можно выразить в суждении: все развивается.

Проявление данного диалектического принципа развития в социально-культурной деятельности можно проследить на примере развития неорганизованного досуга в культурно-просветительную, культурно-досуговую работу и, наконец, в социально-культурную деятельность. Выделяются следующие виды развития: прогрессивное, регрессивное и безнаправленное (движение по кругу), эволюционное и революционное. В русле данного принципа социально-культурная деятельность предстает как непрерывно развивающаяся область знания, она не статична и не находится в состоянии покоя. Поэтому рассматривать и изучать ее следует в динамике развития как непрерывный процесс.

Законы диалектики и их проявление в социально-культурной деятельности.

Как уже было сказано, закон в философии – это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь. Условно законы диалектики можно разделить на основные и неосновные. Основные законы раскрываются несколькими категориями диалектики. Неосновные же законы выражены, как правило, парными категориями диалектики: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимости и случайности (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и др.

К основным законам диалектики относятся:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, смысл которого состоит в том, что взаимовлияющие стороны как взаимоотрицают, так и взаимодействуют друг с другом. Взаимополагание – это сохранение единства взаимовлияющих сторон, единство целого. Взаимоотрицание предполагает, в свою очередь, изменение и разрушение былого единства. Другими словами, на всех этапах развития социально-культурной деятельности реализуется борьба противоположностей: вначале как взаимодействие, затем в форме противоречий на уровне несущественных или существенных различий и противоположности сторон. Источник развития заключен в процессе возникновения, вызревания, обострения противоречий.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, состоящий в реализации механизма всякого развития через взаимодействие количества, качества и меры. По этому закону всякое развитие приводит или к уничтожению старого качества, или к его такому видоизменению, которое характеризуется слиянием боровшихся противоположностей.

Проявление данного закона можно проследить на развитии самой социально-культурной деятельности, от досуга до ее сегодняшнего состояния. Как нам известно, первоначально существовало понятие досуг, которое подразумевало под собой определенные характеристики этого понятия, его границы и меру. Далее шел непрерывный процесс накопления знания об этом понятии, расширение его структуры, функций, происходило развитие различных течений и взглядов, что привело к выходу за границы меры и как результат скачок и появление нового понятия – социально-культурной деятельности. Понятие скачок это не секундное, моментальное явление, он может занимать достаточно длинный промежуток времени по отношению к человеческой жизни и выражается в различных формах.

3. Закон отрицания отрицания состоит в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие социально-культурной деятельности осуществляется путем перехода от старого к новому, и от него – к новейшему. В результате этого осуществляется преемственность между старым и новым, наряду с новым сохраняется ранее достигнутое, жизнеспособное, целесообразное, но уже на новом качественном уровне, при повторении отдельных характеристик прошлого. Развитие идет не по прямой линии. Это не движение по кругу, а процесс, представляющий собой расширяющуюся спираль с бесконечным количеством витков.

При философском анализе развития социально-культурной деятельности можно усмотреть проявление данного закона в отрицании социально-культурной деятельностью отдельных элементов культурно-досуговой работы, в сохранении и применении ранее достигнутого в ней знания. Социально-культурная деятельность в свете этого закона предстает как система постоянно развивающегося знания, отрицающая существовавшую ранее систему досугового знания, но использующая уже достигнутое, жизнеспособное, целесообразное знание на новом качественном уровне.

Философское понимание влияния социально-культурной деятельности на развитие личности.

Понятие личность фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Конкретная личность может выразить свою социальную сущность лишь в индивидуальной форме. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность – это единичный индивид как субъект общественных отношений, деятельности и общения, обладающий индивидуальным набором социально значимых качеств и свойств. Каждый человек, обладающий нормальной психикой и способный к самостоятельному действию в обществе, является личностью. Однако личностью человек не рождается, а становиться в процессе социальной деятельности. Становление личности происходит в процессе социализации – усвоения социального опыта и ценностных ориентаций общества. Человек учиться выполнять особые социальные роли: ребенка, делового человека, супруга, родителя и т.д. Все роли имеют выраженный культурный контекст. Выделяется три основных пути формирования личности: стихийное, целенаправленное и самоформирование. Стихийное формирование личности происходит в результате случайных внешних воздействий, целенаправленное – по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия, а самоформирование – под воздействием внутренних источников личности.

Социально-культурная деятельность выступает условием формирования личности на всех указанных путях. В первом случае она выступает внешним фактором случайных воздействий, во втором – осуществляет целенаправленное воздействие по приобщению личности к культурным ценностям общества, в третьем – играет роль регулятора внешних воздействий, показывает рамки социально поведения, дает представление о существующих нормах, правилах, ценностях и приоритетах.

Таким образом, философские основы социально-культурной деятельности – это наиболее общие знания, раскрывающие принципы, законы и закономерности ее существования и развития.

Вопросы для самопроверки:

Что такое философские основы социально-культурной деятельности?

Охарактеризуйте проявление основных принципов диалектики в социально-культурной деятельности.

Как проявляются законы единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и отрицания отрицания в социально-культурной деятельности?

Дайте философскую характеристику личности и расскажите о роли социально-культурной деятельности в ее формировании.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...