Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Под отражением понимается свойство материальных систем в процессе взаимодействия запечатлевать и сохранять в своей структуре следы воздействия другой системы, накапливать их



Приведенное определение...недостаточно полно, оно характеризует элементарную форму, пассивную форму отражения, присущую, в основном физическим взаимодействиям неорганической природы. Но и здесь в ходе эволюции материи даже у неорганических ее форм, развились определенные признаки ее чувствительности - притяжение и отталкивание субатомных частиц, атомная валентность, молекулярная связь. Отражение выступает как одно из свойств материи наряду с пространством, временем, движением и является важнейшим фактором, определяющим характер взаимодействия. При этом, в отличие от категорий пространства и времени, отражение, его формы, исторически развиваются вместе с развитием материи. Более высокие уровни развития материи обусловлены, соответственно более совершенными формами отражения»[29].

3. Всякое отражение может рассматриваться с различных сторон: в пределах единичного акта взаимодействия или в системе актов.

В каждом из этих случаев отражение может рассматриваться либо в процессуальном, либо в результативном плане.

Отражение может рассматриваться с точки зрения уровней организованности его структуры и т.д. Но во всяком отражении можно выделить две его главные стороны: содержание отражения или отображение и форму, то есть способы существования и выражения отображения. Естественнонаучный аспект (анализ) отражения связан с исследованием материального субстрата отражения. В гносеологическом аспекте отражение рассматривается как нематериальное (идеальное) отображение, образ, в котором нет составных частей (материальных частиц) ни отображаемого, ни отображающего тела.

4. Не рассматривая далее проблемы развития свойства отражения в неживой, живой природе и обществе, укажем два момента

Первый. Процесс совершенствования свойства отражения всегда шел по линии повышения активности и избирательности отражения. По существу все продукты познавательной деятельности человека являются активными отображениями действительности. Не масса и не энергия, а развитие у систем способности к адекватному отражению характеризует уровень их развития.

Второй. Принципиально важным этапом явилось формирование в органической природе свойства опережающего отражения, открытого и исследованного П.К.Анохиным.

Суть его в том, что если в неорганической природе отражение передается от причины к следствию в актах непосредственного взаимодействия, то живые системы начинают выделять из суммарного эффекта взаимодействия информационный аспект. Они реагируют не на энергетический аспект воздействия раздражителя, а на разнообразие, детерминируя развертывание сложных реакций в организме биологической системы, которые опережают, предвосхищают (ранее многократно случавшиеся) события внешнего мира. Последнее становится возможным благодаря наличию рассмотренного ранее свойства принципиальной обратимости явлений: то, чего было ранее (хотя бы в наиболее общем виде) предсказать невозможно. Нельзя, например, предсказать открытие какого – либо закона природы: такое предсказание равнозначно его открытию, то есть уже не будет предсказанием.

5. Рассматривая фундаментальные основы теории информации, А.Д.Урсул подчеркивал, что наиболее адекватным[30] является понимание информации на базе понятия разнообразия. Установившееся в статистической теории информации понимание информации как снятой неопределенности является частным случаем этого подхода.

Существенную роль понятие разнообразия играет при решении многих фундаментальных проблем кибернетики и теории организации.

Это также требует более детального рассмотрения самого понятия разнообразия.

У.Р.Эшби дает следующее (операционное, по сути) определение разнообразия. «…мы много будем заниматься таким вопросом: «Дано множество; сколько различимых элементов оно содержит?» Так, если порядок, в котором расположены элементы, игнорируется, то множество: c, b, c, a, c, c, a, b, c, b, b, a, содержащее двенадцать элементов, содержит только три различных элемента: a, b и c. О таком множестве будет говориться, что оно имеет разнообразие в три элемента» [31].

Несколько далее Эшби уточняет:

Слово разнообразие, в применении к множеству различимых (выделено нами – Авт.) элементов будет употребляться в двух смыслах: 1) как число различных элементов, 2) как логарифм этого числа по основанию 2»[32].

Ограничение разнообразия, по Эшби, есть отношение между двумя множествами, которое возникает когда разнообразие, существующее при одном условии, меньше, чем разнообразие, существующее при другом условии.

Таким образом, приведенные определения дают основание утверждать, что разнообразие есть мера различения систем, которая характеризуется числом различимых элементов (если их комбинации не играют роли), либо числом различимых состояний системы. По другой шкале эта мера определяется логарифмом указанных чисел.

Говоря о различении, интересно отметить тот факт, что это понятие играет существенную роль в единственной из всех мировых религий, последовательно проводящей идею монотеизма – исламе. Коран – единственное Писание, которое прямо говорит о ниспослании различения:





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1074 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...