Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспоминания Ф.Аляхновича как исторический источник



Федор Алехнович – «В когтях ГПУ» (1934г. Вильно).

Алехнович являлся крупным представителем белорусского национального движения в Зап. Беларуси. В 1926г. его пригласили в БССР, где его попросили остаться. Здесь он наблюдал с удивлением за поведением людей, за образом жизни. Его арестовали и выслали в концлагерь. Он спасся чудом, т.к. советские власти решили его обменять на Б. Тарашкевича (которого арестовали поляки).

Рассказ Алехновича художественно обработан. Это произведение не только библиографического характера, а он еще и публицистический и художественный. Алехнович описывал себя в третьем лице и называл себя «Попутчик».


Агиографическая литература 12-14в. как источник по истории Беларуси. Основные памятники и особенности их содержания и анализа.

Агиографические произведения – это произведения, в которых описывается житие христианских святых.

Агиографические произведения создавались с целью создания «примеров жизни», которые нужно было перенимать, на основе которых нужно было строить свою жизнь.

Агиографические произведения можно разделить на:

· житии – о жизни святого;

· страсти – житийные произведения о мучениях святого.

Структура агиографических произведений:

1. Религиозное вступление.

2. Рождение, детство.

3. Юность, избрание своего пути.

4. Описание деятельности святого.

5. Смерть и чудеса после нее.

Эта схема практически общая для всех видов агиографической литературы. Однако отдельные этапы могут сокращаться или выкидываться.

Наиболее ранние произведения агиографической литературы:

1021г. – посвящены Борису и Глебу (киевский митрополит Иоанн).

12в. – Житие Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского.

13в. – Житие Авраамия Смоленского и Меркурия Смоленского.

Жизнеописания есть короткие и развернутые. Постепенно происходила их схематизация.

Анализ:

1. Биографические факты являются только определенными формами для выявления идеального образа святого (существуют подражания другим иностранным источникам).

2. Из жития берутся только отдельные черты, чтобы достигнуть создания святого образа.

3. Выбранные черты обобщаются, за ними могло не быть реальной личности.

4. Количество и качество биографических фактов в житии обратно пропорциональна торжественности причины создания и отдаленности момента жизни святого от автора.


23. «Житие Ефросиньи Полоцкой» как источник по истории Беларуси.

«Житие Ефросиньи Полоцкой» было создано в 1187г. Это один из наиболее ранних произведений исторической прозы, единственный источник биографических сведений про игуменью, создана, вероятно, монахом из монастыря св. Богородицы. Автор восславляет настойчивую и самоотверженную женщину, ее стремление к знаниям и духовного совершенствования, передает в строгой хронологической последовательности настоящие исторические факты.

Сама Ефросинья составляла и, возможно, записывала молитвы и дидактические проповеди. Среди соотечественников была известна как справедливый судья, советчик и миротворец. В пожилом возрасте совершила паломничество в Иерусалим (1167г.), получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме, истощенная путешествием заболела и умерла. Похоронена в монастыре св. Феодосия (неподалеку от Иерусалима). В 1187г. перехоронена в Феодосиеву Печеру Киевской лавры.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...