Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Публицистика белорусских народников вт. пол. 19в. как исторический источник. Основные памятники и особенности анализа



Яркой страницей белорусской публицистики вт. пол. 19в. является публицистика белорусских народников. Происходит сращивание публицистики и периодики («Мужицкая правда» К.Калиновского).

«Мужицкая правда» - нелегальная революционно-демократическая, первая на белорусском языке газета (печаталась латиницей). Издавалась в 1862-1863г. Калиновским, Ражанским, Санчиным, Врублевским на Гродинщине в виде листов небольшого формата значительным тиражом. Распространялась почти по всей Беларуси, а также в Литве и Латвии. Газета зазывала белорусский народ к вооруженной борьбе против самодержавно-крепостнического строя, зазывала белорусских крестьян поддерживать польское национально-освободительное движение и одновременно добиваться своей свободы.

В 1881-1883г.г. в Вильно, Минске, Пинске, Витебске, Гродно, Бобруйске, Орше, Могилеве создаются кружки офицеров-народовольцев, которые подчинялись непосредственно военно-революционному центру «Народной воли». В Беларуси существовали народнические кружки студенческой молодежи.

Группы белорусских революционных народников нелегально издавали воззвания: «К белорусской интеллигенции», «Послание землякам-белорусам»; либеральные народники - «К белорусской молодежи», «Письма про Беларусь». Некоторые идеи либеральных народников пропагандировались в газете «Минский листок». С деятельностью революционных народников связано начало распространения на Беларуси отдельных произведений К.Маркса и Ф.Энгельса и возникновение первых рабочих кружков.

«Гоман» - белорусская, общественно-политическая и литературная газета национально-демократического возрожденческого направления. Он изавалась с марта 1916 до конца 1918г. в Вильно на белорусском языке. Редакторами газеты являлись Ластовский и Соловей.

Социально-политическая программа газеты приближалась к крестьянско-рабочему социализму: народовластие, ликвидация эксплуатации наемных работников, идея руководства обществом через всяческие кооперативы. Выступала за национально-культурное единение белорусского народа, независимую Белорусскую Республику, которая могла бы входить на конфедеративной основе в возрожденное ВКЛ. Газета напечатала ряд статей, очерков и других материалов по истории Беларуси и национальной культуре. Некоторые произведения Ластовского, Мицкевича, Калиновского, Алехновича и др.


32. «Мужицкая правда» как исторический источник. Особенности структуры и содержания.

«Мужицкая правда» - нелегальная революционно-демократическая, первая на белорусском языке газета (печаталась латиницей). Издавалась в 1862-1863г. Калиновским, Ражанским, Санчиным, Врублевским в виде листов небольшого формата значительным тиражом.

Вышло 7 номеров. Отдельные номера перепечатывались повторно (с некоторыми изменениями). Газета издавалась на Гродинщине (№ 7 – вышел в Вильно). Распространялась почти по всей Беларуси, а также в Литве и Латвии. Каждый номер подписывался псевдонимом «Яська – гаспадар з-пад Вильни».

Все номера пронизаны важнейшим вопросом – вопросом земли и воли, борьбы за свободу. Газета зазывала белорусский народ к вооруженной борьбе против самодержавно-крепостнического строя, зазывала белорусских крестьян поддерживать польское национально-освободительное движение и одновременно добиваться своей свободы. Издатели газеты видели в вооруженном рабочем народе главную, решающую силу социального прогресса. Некоторые вопросы(происхождение крепостного права) трактовались в газете упрощенно, односторонне.

Язык «Мужицкой правды» народный, образный. Газета стоит у истоков публицистического жанра новой белорусской литературы. Она обогатила белорусскую литературу плодотворным опытом.


33. «Письма из-под виселицы» как исторический источник.

Этот цикл последних прощальных произведений Калиновского впервые напечатан в приложение к книге Гиллера А. «История восстания народа польского в 1861- 64гг.» в Париже в 1867г. Цикл писем изначально не имел авторских заголовков – их назвал Гиллер. Полные публикации всего цикла содержаться в книге Запрудника Я. И Берда Т.Э. «Паустанне на Беларуси 1863 году: Мужыцкая прауда и листы з-пад шыбенцы»: тексты и комментарии. Нью-Йорк, 1980.

. начинается с фразы «И да нас даляцела ваша Газэтка», «Газэтка» - имеется ввиду повстанческая газета «Глос з Литвы», №1 которой вышел в 1864г. нелегально, в Кеннигсберге. Все письма Калиновского являлись как бы корреспонденцией в «Глос…» для европейцев на белорусском языке. Вся 1 часть, возможно, написана еще до ареста Калиновского.

В произведении затрагиваются взаимоотношения белорусского и русского народа. Русские не смогли, как планировалось, активно поучаствовать в 1863г. в борьбе за свободу вместе с польским, белорусским и литовским народами. Более того, во время восстания происходила консолидация русского общества под флагом самодержавия и шовинизма. Осуждается русификация, которая происходила под видом освобождения белорусского народа от всего польского, автор с горечью вспоминает о Муравьеве – висельнике, который уничтожил немало людей. Поэтому Калиновский считает невозможным союз между белорусами и русскими. Под властью России ухудшилось положение крестьянства, которой автор противопоставляет Польшу, указывая на плюсы в ее политики по отношению к тому же крестьянству.

В критике царских порядков, реформы 1861г., (мол свободу дали, а без земли, которую надо было выкупать, крестьянину от такой свободы ни жарко ни холодно), рекрутчины (мол платишь налоги, так еще и сыновей в рекруты забирают), продажного и всевольного чиновничества - этим «Письма» схожи с «Мужыцкай праудай». Автор высказывает недовольство пассивностью европейских держав, их безразличием к положению Беларуси и Литвы.

В конце 1ч. – размышления о стратегии и тактике ведения народных волнений – т.е. впервые на белорусском языке сформулированы основы теории народно-революционной, освободительной борьбы.

. состоит как бы из 2ух частей: 1 – это стих адресованный своей невесте Марии Ямант, а 2 – это уже революционно настроенное произведение. Но при этом это один стих.

. – это короткое прощальное обращение к народу.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 816 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...