Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феноменология Э.Гуссерля. Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей, через очищение сознания от эмпирических деталей и



Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей, через очищение сознания от эмпирических деталей и словесных наслоений. Он считает необходимым устранение психологических аспектов из познавательного процесса и выявления его абсолютных истоков, чистой логики. Для очищения сознания субъекта предлагает — феноменологическую редукцию, в процессе которой из сознания устраняются предмет,субъект, сам акт постижения.

Остается лишь бессубъективная структура отношений или трансцендентальное

сознание. Важный аспект процедуры редукции — эпохе воздержание от суждений о существовании предметов. После устранения из сознания мыслей и переживаний о субъекте и предмете познания остаются только смыслы возможных предметов ноэмы и отношения к этим смыслам ноэзис. Эта структура абсолютных смыслов и отношений исследуется феноменологией. Гуссерль критикует науку Нового времени как оторвавшуюся от своих оснований, мира жизненных смыслов. В этом он

видит причину кризиса европейской науки и основанной на ней культуры. Феноменологический подход и призван преодолеть односторонность науки, выйти к новым горизонтам.

** (дополнение) Феноменология - одно из важнейших направлений в философии XX века. Основатель этого направления - немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он был учеником немецкого философа Франца Брентано (1838-1917), разработавшего метод непосредственного описания психических явлений и вычленения их структур. Брентано также выдвинул идею интенциональности (направленности на другое) как отличительной особенности психических явлений. Эта идея стала ядром феноменологического подхода. Феноменология с самого начала формировалась не как замкнутая философская школа, а как широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля. Тем не менее ведущую роль в ее становлении сыграли именно работы Гуссерля, и прежде всего его двухтомный труд «Логические исследования» (1900- 1901), а также сочинение «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). Феноменология получила широкое распространение в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Бельгия, основной архив), Кёльне, Фрейбурге, Париже; исследовательские центры и феноменологические общества существуют во многих странах мира.

Исходный пункт феноменологии как философского учения - возможность обнаружения и описания интенциональной (направленной на предмет) жизни сознания. Существенная черта феноменологического метода - отказ от любых непроясненных предпосылок. Феноменология также исходит из идеи неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, социума, духовной культуры).

У Гуссерля взаимная несводимость сознания и предметного мира выражается в различении трех видов связей: между вещами (предметами и процессами внешнего мира), между переживаниями и между значениями. Связь значений - идеальная, а не дедуктивно- или индуктивно-логическая, она дана только в описании как процесс смыслоформирования. Сознание в своей сущности принципиально непредметно, оно не может быть представлено как объект, причинно определяемый или функционально регулируемый. Сознание обнаруживает себя как направленность на предмет (это и есть конституирование значения), как бытие осознанности, но не как осознанная предметность.

Принципиальным для феноменологии является разработка онтологического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-первых, определенность бытия, то есть единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-то или нет, а также само бытие, понимаемое как «предмет, свершающий истину». Иначе говоря, истина - это тождество предмета самому себе.

С представлением о субъективности сознания и характере его объективации связаны такие понятия феноменологии, как интерсубъективность и историчность.

Таким образом, феноменология - это учение о бытии сознания, которое несводимо (равно как и невыводимо из них) к «практическим последствиям» (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия). В то же время феноменология имеет определенные точки соприкосновения практически со всеми течениями мысли, сформировавшимися или получившими распространение в XX веке.

32. Экзистенциализм как философия человека и свободы.

Название направления происходит от лат existentia — существование. Это одно из самых распростр совр фил учений. Экз-зм исходит из единичности чел сущ-ния, кот хар-ся комплексом отриц эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия.Весь экз-м можно разделить на 3 направленияСогласно религ направлению источником чал индивидуальности особенностей и внутр потребностей является его внутр сущность, вложенная Богом и определяющая его индивидуальность. Жизнь чка рассматривается как его личн путь к Богу и счастье чка закл-ся в прохождении этого пути полностью. Религ экз-зм отвергал об-во светское и религиозное. У кажд чка свой собств путь.Это была своего рода фил-я одиночек.Атеистическое. Произведения объединяются по принципу непринадлежности к религ тенденциям. Здесь проявляется индивидуалистичность экз-ма, попытка перенести собств внутр ощущения на внеш мир. Разрушаются аналитич каноны, на смену преклонению перед разумом приходит преклонение перед чувствами. Причина: призис рациональности, разум не в состоянии определить правильный путь жизни и оптимальный способ достижения рез-та ==интуитивные методы познания.Гуманизм, антропоцентризм.

На первое место ставятся собств внутр переживания чка. Весь окр мир определяется только сознанием чка и мир ценен или бесполезен не сам по себе, а только для кажд конкр чка. Отношение к миру абсолютизируется. Высшая ценность — чел жизнь вне зависимости от того, как ч-к ее живет.Единственная подлинная действит-ть для экзистенциалистов — это бытие чел личности. Исходя из своего сущ-ния, чк может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивид цели, от его выбора. Одна из основных категорий экз-ма — свобода чка. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден чк, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого креста определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека. Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окр-щими, либо подчиняясь, либо подчиняя — но он одинок в своих чувствах. Чк может принять позицию другого или ориентироваться на обществ ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как лть, снимает с себя ответ-ть — основной атрибут свободы-экзистенции.Проблемы гносеологии в экз-ме сопряжены с его онтологией. Чк рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью сущ-ния. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возм-тей и стремится восполнить недостающее. Это яв-ся стимулом к познанию. Но познание у экз-тов возможно только через ч-во и только через самопознание. В такой ситуации не может быть объективной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет отвергнуть совр научное рац познание и заменить его экз-ным.Экз-зм оказался созвучным XX в. — веку страха перед ядерной катастрофой, глобальными проблемами, разочарования в избранном чел-вом пути развития, приведшем его на грань гибели, веку рационализма и осознания чком истин, часто неприятных, своего сущ-ния, веку тоски по иной, лучшей гармоничной жизни и стремления к ней.Экз-зм оказал серьезное влияние на состав и умонастроения развитых стран. Ценна твоя жизнь — ценность детей низка: 1 р-к в семье, население старее: женщины рожают после карьеры, переселенцы — ч-к запада не будет работать на подсобн работах, разница между сред длит-тью жизни муж и жен.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...