Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознающий себя семилетка



Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Л.С. Выготским подчеркивалась качественная разница в самооценке и самоотношении между дошкольником и семилеткой: «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет». Следовательно, именно начало школьного обучения является моментом, когда взрослый может помочь ребенку активно развивать самосознание, приобретающее качественно новый уровень. Для школьного психолога это положение Л.С. Выготского имеет огромное практическое значение.

Принципиальным для Рубинштейна является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Из такого понимания соотношения сознания и самосознания С.Л. Рубинштейном развивается его концепция поступка: "При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей". Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.

Этапы становления самосознания:

И.И. Чеснокова выделяет 2 уровня становления знаний о себе, основанные на разных психологических механизмах. На первом уровне идет сопоставление себя с другим человеком. Сначала появляется способность увидеть, понять качества другого человека и лишь затем рефлексируются собственные качества. На этом уровне внутренними механизмами, приемами самосознания являются самовосприятие, самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации. Соотносятся знания о себе, сформированные в разное время, в разных ситуациях. Внутренними приемами самосознания становятся самоанализ и самоосмысление.

Таким образом, генезис самосознания имеет социальную природу. Формирование самосознания сначала опирается на оценки других, и только на определенном этапе жизни человек становится относительно независимым от них: у него появляется способность к рефлексии, к самоанализу. Поэтому при исследовании генезиса самосознания, особенно на более ранних стадиях, так важно сопоставление оценок родителей, учителей, товарищей, с одной стороны, и оценок собственной личности, - с другой.

В процессе онтогенеза постоянно происходит расширение области осознания себя и своего взаимоотношения с миром. В.С.Мерлин выделяет 4 стадии становления самосознания:

1. Сознание тождественности (первый год жизни). На этом этапе происходит то, что можно обозначить как самовыделение, принятие себя в расчет.

2. Сознание Я (появляется к 2-3 годам) связано с осознанием себя как субъекта деятельности.

3. Осознание своих психологических свойств, происходящих в результате данных самонаблюдения.

4. Фаза социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

С содержательной стороны в структуре самосознания традиционно выделяют 3 подструктуры (П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Р. Бернс и др.): когнитивную (самовоспитание, представление о себе, образ Я), эмоционально-оценочную (самооценка) и поведенческую.

Для понимания другого человека очень существенным является знание о том, как он относится к этим самоописаниям или к картине Я, т.е. эмоционально-оценочная составляющая или самооценка. Выделяют различные механизмы, способы формирования самооценок (Р. Бернс, И.С. Кон и др.). Самооценка может быть итогом сопоставления Я – реального и Я – идеального (сравнение уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности). Самооценка может формироваться на основе сравнения себя с другими людьми; быть результатом интериоризации или интерпретации оценок других людей.

Отдельные самооценки интегрируются в целостную, глобальную оценку себя, которая выражается либо в самоуважении, самопринятии, либо в отрицании себя. Это обобщенное самоотношение Р. Бернс обозначил понятиями положительная и отрицательная Я – концепция соответственно.

Влияние частной самооценки на Я – концепцию зависит от того, какое место в иерархии самоотношений занимает оцениваемое качество, является ли изменение частной самооценки ситуативным или человек получает неоднократное подтверждение неадекватности прежней самооценки.

Именно принятие или непринятие себя обусловливает поведенческую составляющую самосознания: определяет ожидания человека, его поступки, построение жизненных планов, отношение к оценкам других, интерпретацию собственного опыта. Поэтому в исследованиях самосознания такое большое внимание уделяется самооценке.

Я – концепция оказывает большое влияние на адаптацию ученика к школе. Для того чтобы быть способным преодолевать трудности, достигать все более сложные цели, максимально реализовать себя, школьнику необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной Я – концепцией склонны чуть ли не во всех делах видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками (13,54,55,60,79 и др.). Таким образом, успешность учебно-воспитательной работы требует учета педагогом не только возможностей, способностей ученика, но и его представлений о себе, его Я – концепции.

Я – концепция может быть различной степени устойчивости. Слишком жестокое представление о себе приводит к серьезным внутренним и межличностным конфликтам. Но и устойчивость Я – концепции делает зависимым самооценку человека от мелких, случайных неудач (или успехов), оценок других, обусловливает его комфортность и трудности (порой невозможность) в достижении целей, требующих длительных и напряженных усилий.

В самосознании человека представлены образы Я различной модальности: Я – реальное, Я – идеальное, Я – зеркальное (социальное) и др. Каждый из них может пролить свет на определенные стороны самосознания человека. Однако особое место занимает соотношение Я – реального и Я – идеального: насколько они далеки или близки друг от друга. Совпадение этих двух модальностей Я делает человека пассивным, бездеятельным, лишает перспективы развития, поскольку идеальное Я отражает цели, которые человек связывает со своим будущим – фактически это духовная смерть. Но и слишком далекий от реальных возможностей идеал может вызвать в человеке очень большой напряжение и породить комплекс неполноценности. А в итоге также приводит к пассивности человека, т.к. порождает мысли о бессмысленности усилий, устремленных к недостижимой цели, ведет к депрессии. Для нормального развития личности необходим некоторый разрыв между Я – реальным и Я – идеальным. При этих условиях Я – идеальное тогда имеет побуждающую силу, которая способствует самореализации, когда цели реальны и человека видит способы и обладает психологическими средствами для их достижения. Многие проблемы подросткового возраста связаны с увеличением расхождения между реальным и идеальным Я.

Зеркальное Я, ли представление о том, как меня воспринимают другие, также является важным моментом в формировании Я – концепции, самосознания. Я – концепция ребенка зависит от оценок окружающих, прежде всего значимых других: родителей, сестер, братьев, учителей, сверстников. Внешние социальные нормы и стандарты оказывают значительно меньшее влияние по сравнению с межличностными отношениями. Разрыв между Я- реальным и Я – зеркальным может стать источником тревожности. Таким образом, самосознание влияет на развитие личности, детерминирует поступки и отношение к другим людям.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от знания педагогом особенностей самосознания школьников, но и от его собственной Я- концепции. Исследования показали, что у учителей, имеющих положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивные Я – концепции чем у учителей с противоположной тенденцией. «Ценность процесса обучения в восприятии учащихся во многом обусловлена характером их межличностных отношений с учителями. Поэтому позитивное отношение учителя к самому себе помогает ему наилучшим образом организовывать учебные ситуации». Отношение к себе учителя влияет на стиль его отношений с учениками, и с коллегами. Если учитель хочет сформировать у детей положительную Я-концепцию, он должен сам демонстрировать модель соответствующего поведения.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 878 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...