Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Половозрастная структура, принципы и механизмы социализации, возрастные инициации, их роль и значение в первобытных обществах



Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и.т.п),принадлежность к которым порождала связи, переплетавшиеся с общинными и родовыми. В одних случаях, как например такие группы были формализованы, в других имели неформальных характер. Однако повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением и.т.п. Более или менее чётким было также разделение на группы взрослых мужчин и женщин, подчас приводившее к их своеобразному обособлению. В некотороых раннепервобытных обинах те и другие располагались на стоянках порознь, готовили разную пищу, имели свои тайные праздники, обряды и верования. Существовали специфически мужские и женские обязанности и привилегии. Мужские орудия труда считались собственностью мужчин, женские – собственностью женщин, и бывало, что как тем, так и другим не разрешалось дотрагиваться до чужих орудий. В других общинах обособленно жили лишь холостяки и девушки. В отдельных общинах уже на этой стадии стали появляться особые мужские дома, служившие местом собраний и совершения различных обрядов. Существовавшая в раннепервобытной общине половозрастная организация не создавала в ней отношений неравенства между взрослыми мужчинами и женщинами. Те и другие специализировались в разных, но в равной степени общественно полезных сферах трудовой деятельности. Поэтому не могло быть отношений господства и подчинения в положении полов. Несхожие социально-бытовые статусы мужчин и женщин, возникшие на основе их своеобразного обособления, также не вели к какой-либо иерархии. И даже после разрушенная традиционного образа жизни, многие общества долгое время сохраняли высокий статус женщин в своих коллективах. Более сложен вопрос о наличии среди взросдых членов раннепервобытной общины главенствующей возрастной категории. Данные по аборигенам Австралии, у которых отчётливо выделялись влиятельная прослойка стариков – руководителей общины, и некоторым сходным обществам позволяют полагать, что уже на этой стадии существовала так называемая геронтократия. Но можно спорить, приложимы ли такие факты к подлинной первобытности. Многие раннепервобытные общины жиил в иной, несравненно более суровой природной среде, и как показывают данные палеодемографии, их члена нечасто доживали до сорок-пятидесяти лет. Плюс обычаи умервщления, как добровольного, так и намеренного, в связи с обузой коллективу.

В позднепервобытной общине было время развития престижной экономики, полностью монополизированной мужчинами, начало создавать им это особый престиж, и в общественной жизни доминировали не женщины, а мужчины. Уже в позднепервобытной общине возникли предпосылки позднейшего господства мужской части общества.

В обществах с более или менее формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определёнными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. В разных обществах инициации проходили неодинаково, но по существу, они всегда заключались в приобщении подрстков – обычно каждого пола в отдельности – к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины. Так, у аборигенов Австралии юношу учили владеть охотничьим и боевым оружием, воспитывали в нём храбрость, выносливость, выдержку и дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени. Его испытывали посредством ряда мучительных процедур – голодовки, нанесения ран, прижигания огнём, выбивания зубов, вырывания волос и.т.п У яганов, алакалуфов, бушменов подростки в течение одного-двух лет должны были выполнять тяжёлые работы, отказываться от некоторых видов пищи, воспитывать в себе терпение, покорность и прилежание. Не выдержавшего инициаций ждали позор и в лучшем случае повторные испытания. По случаю успешного завершения инициаций устраивалось празднество с различными церемониями, песнями и плясками. Девушку, как правило, не подвергали сложным испытаниям. Её лишь заставляли соблюдать некоторые пищевые запреты, объясняли ей, как она должна вести себя по вступлении в брак, учили песням и мифам, совершали над ней различные религиозные церемонии.

Одной из составных частей инициации была подготовка к брачной жизни. Для этого посвящаемым не только сообщали связанные с этим обычаи, но и производили над их половыми органами различные операции – обрезание и подрезание юношей, обрезание и искусственную дефлорацию девушек. Особенно большое распространение имело мужское обрезание. Причины, вызвавшие к жизни этот обычай, неясны. Существует предположение, что таким способом инициируемых заставляли временно воздерживаться от половой жизни. Совершались и другие операции или манипуляции: натирание девичьей груди жиром и охрой. Считалось, что это должно было способствовать росту груди.

23)Эволюция форм обмена в эпоху первобытности: от дарообмена к торговле

Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарём и.т.п. Каких-либо обменных эквивалентов ещё не было: происходил обмен дарами, или, как его чаще называют в этнологии – дарообмен. Обмениваться сырьём или продуктами труда могли как целые общины, так и отдельные лица. И в том и в другом случае расшириляись и упрочивались социальные связи, что закрепилось также и ритуализацией обменных операций: сопровождавшими их празднествами и пирами. Однако обмен, в особенности первоначальный между отдалёнными друг от друга общиннами, мог быть и так называемым немым. На стадии позднепервобытной общины престижная экономика проявлялась главным образом в уже известном обмене дарамИ, или дарообмене, существуя преимущественно пока только в системе получения избточного продукта. Дарообмен существовал как внутри общины, так и в особенности за её пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально. При этом дарить могли вещи, не только представлявшие хозяйственную ценность, но и казалось бы совершенно бесполезные. Но на деле дарители иди даритель приобретали общественный престиж, причём тем больший, чем щедрее был дар. В то же время они ничего не теряли, так как действовал прицнип эквивалентности дачи и отдачи взаимность или реципрокальность. С помощью дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные отношения, усиливался авторитет общин и их предводителей.

В эпоху классообразования, в ходе дифференциации хохяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитем престижной экономики стал возникать подлинной экономический обмен, при котором, в отличие например от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путём обмена вещи. С начавшимся выделением ремесла обмен получил ещё большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнёрства и.т.д могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное количество людей. И престижный, и в особенности подлинной экономический обмен способствовали складыванию в обществе представлений об эквивалентности обмениваемых предметов, возникновению мерил стоимости и средств обмена. Ими становились самые различные предметы, представлявлшие ценность из-за своей редкости, экзотичности или вложенного в них труда. Это могли быть ожерелья из собычих, свиных, медвежьих, акульих зубов; связки красивых перьвев или (особенно вдали от побережья) редких раковин; снизки табачных листьев, мешочки с бобами како, циновки, куски ткани, каменные кольца ит.д Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенстовванию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространение колесные повозки корабли на вёслах и парусах. Рост обменных операции долгое не время не требовал выделения специалистов в данной области – торговцев. Этими операциями занимались сами производители общественного продукта, и особенно вожди и бигмены, для которых посредничество в обмене и накопление обменных эквивалентов было одним из важнейших средств повышения своего престижа. Но и появление профессиональных или полупрофессиональных торговцев, означало ещё одно крупное общественное разделение труда, постепенно вызревало уже в эпоху классообразования, что, по-видимому прослеживается археологически.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...