Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Славянофильские идеи в русской поэзии: Хомяков, К. Аксаков, Тютчев // «Таинственные» повести Тургенева: проблематика поэтика



Аксаков К.С. Петру. Разуму.

Тютчев Ф.И. Весенняя гроза. Бессонница. Последний катаклизм. Как океан объемлет шар земной… Безумие. Осенний вечер. Сон на море. О чем ты воешь, ветр ночной?.. Как птичка, раннею зарей… Душа моя – Элизиум теней… Тени сизые смесились… Фонтан. Не то, что мните вы, природа… День и ночь. Море и утес. Волна и дума. Русская география. Я очи знал, - о, эти очи!.. Последняя любовь. Эти бедные селенья… О вещая душа моя!.. Есть в осени первоначальной… О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Певучесть есть в морских волнах… Умом Россию не понять… Природа-сфинкс. И тем она верней… Я встретил вас – и все былое… От жизни той, что бушевала здесь…

Хомяков А.С. России («Тебя призвал на брань святую…»). Раскаявшейся России.

Литературная продукция славянофилов, почти исключительно насыщена пропагандой теоретических основ школы, представляет стихотворную или драматизированную перифразу главных и второстепенных тезисов славянофильского учения. Художественно-литературные произведения славянофилов — публицистичны, проникнуты живым интересом к этическим проблемам. Некоторые стихотворения Хомякова («России», 1854), К. С. Аксакова («Возврат», 1845; «Петру», 1845; «Свободное слово», 1853), исполнены критического отношения к крепостнической действительности, резкого обличения неправедного суда, взяточничества, оторванности дворянской интеллигенции от жизни народа.. Не допущенные царской цензурой к печати такие произведения распространялись в списках, многие были напечатаны в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена, как произведения русской «потаённой литературы».

Хомяков Алксей Степанович приветствовал обличительный жанр, доказывая, что «обличительная литература — законное явление... выражение скорбящего и негодующего самопознания общественного». Ранний Хомяков отражал в своих стихотворениях п ереживания недовольной, протестующей дворянской интеллигенции конца 20-х гг.. В стихотв. «России» (1854) Хомяков нашел сильные и меткие слова обличения того государственного порядка, который обнаружил полную непригодность в борьбе с буржуазным Западом. Эти строки неоднократно цитировались как точный снимок с безобразного состояния страны в эпоху Николая I. Первоначально он развивал традиционные темы: поэтическое вдохновение, единство человека и природы, любовь и дружба. Поэт в лирике Хомякова – соединительное звено между мирозданием и природой. Его «божественный» жребий предуказан свыше: дать «голос стройный» земле, «творенью мертвому язык». Поэт у Хомякова мечтает слиться с природой («Желание»), раствориться в ней, но так, чтобы стать «звездой». В лирике Хомяков полон возвышенных порывов и устремлений. Эти его мечты и желания сопровождаются традиционными размышлениями. По А.С.Хомякову, " правильное и успешное движение разумного общества состоит из двух разнородных, но согласных сил. Одна из них основная, всей прошлой истории общества, есть сила жизни, самобытно развивающаяся из своих начал; другая, [разумная] сила личностей, основанная на силе общественной, есть сила никогда ничего не созидающая и не стремящаяся что-нибудь созидать, но постоянно присущая труду общего развития». Автора интересуют внутренние глубинные процессы исторической социальной жизни, "развитие народного начала", но "еще важнее было начало религиозное. Он понимал, что "слабость и порок принадлежат отдельному человеку, но народ признает над собою высший нравственный закон, повинуется ему и налагает это повиновение на своих членов". А потому, "чтобы выразить мысль народа, надобно жить с ним и в нем". Что же касается "внутренней задачи русской земли ", то ее А.С.Хомяков видел в выполнении законов "высшей нравственности и христианской правды", в "проявлении общества христианского, православного, скрепленного в своей вершине законом единства и стоящего на твердых основах общины и семьи". Поэтому, чтобы воспитание было русским, оно "должно быть согласно" с "началами православия, которое есть единственно истинное христианство, с началами жизни семейной и с требованиями сельской общины".

"Переворот, совершенный Петром ", А.С.Хомяков считает ошибкой, которую можно извинить, но беспрестанное ее повторение становится непростительным. Ибо человек, отрываясь от почвы, "становится пришельцем на своей собственной земле". Следовательно, к делу "общественного воспитания" А.С.Хомяков подходит, разъясняя фундаментальные вопросы веры, "жизненных начал", "внутренней задачи русской земли" и особенностей ее исторического развития.

В то же время А.С.Хомяков видит, что "воля злая слепых, безумных, диких сил" должна быть сокрушена на святой брани, куда призывает Господь Россию. Но и здесь поэт не обольщается ни миссией своей родины, ни желанием помочь братьям. Он постоянно напоминает: "быть орудьем Бога // Земным созданьям тяжело", а у России столь много грехов и, действительно, "ужасных": "В судах черна неправдой черной // И игом рабства клеймена; // Безбожной лести, лжи тлетворной, // И лени мертвой и позорной, // И всякой мерзости полна!" ("России", март 1854 г.). Именно тема покаяния есть главная и в этом, вызвавшем недоумение и негодование в обществе стихотворении. Да, Россия при таких тяжких грехах, "недостойная избранья" – избрана! И негоже Божьей избраннице носить столь ужасные грехи. Их нужно как можно скорее смыть "водою (точнее "слезами" – А.К.) покаянья", дабы избежать "грома двойного наказанья". Необходимо "с душой коленопреклоненной, // С главой, лежащею в пыли", молиться "молитвою смиренной" о том, чтобы "раны совести растленной" были исцелены "елеем плача". Вот что спасительно для России в час великих испытаний..

Стихотворение – "Раскаявшейся России " (1854 г.). Поэт сравнивает Русь с "мужем разумным", который "сурово совесть допросив, // С душою светлой, многодумной,// Идет на Божеский призыв…". Именно такую Россию зовут народы, именно такая – "Ангел Бога // С огнесверкающим челом!", она дарует народам "дар святой свободы", даст "мысли жизнь" и "жизни мир". "Раскаявшейся России" поэт предрекает светлую дорогу. Но для этого нужны не безумная похвальба, слепая гордость, буйство смеха и песни, звон чаши круговой, а трезвенная сила смиренья и обновленной чистоты. Только "исцелив болезнь порока // Сознаньем, скорбью и стыдом" и можно стать высоко пред миром "в сияньи новом и святом!" Такова цена "сиянья", "обновленной чистоты" – через сознание порока, скорбь, стыд и непременно с любовью в душе за Божье дело.

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) -русский публицист, историк, филолог, поэт. Окончил словесный факультет Московского университета (1835), участвовал в кружке Н. В. Станкевича. Стал одним из идеологов славянофильства. Свои взгляды на историю России Аксаков выражал в исторических статьях, в стихах и драмах. По мнению Аксакова, главная особенность России, в известной мере присущая всем славянским народам, состояла в общинном строе, в гармоничном сосуществовании 2 движущих сил истории — народа («земли») и государства («власти»); органическое развитие России было нарушено реформами Петра I, произвольно повернувшими Русь к западноевропейским порядкам. Требование Аксакова изучать жизнь народа, его культуру и быт имело положительное значение, но его понимание народа не выходило за пределы консервативной романтической философии славянофильства. Поэзия Аксакова и его пьесы проникнуты романтически-славянофильским духом, антикрепостническими мотивами, критикой деспотизма, призывами к сближению интеллигенции с народом.

В стихотворении «Разуму» (1857) он поэтически обобщил все те упреки рациональному началу, какие мы находим у большинства славянофилов: поэт обвиняет разум в гордыне, предрекает его бессилие, указывает на ограниченность, на раздробленность, на слепоту горделивого рассудка. Всесильным разум может стать лишь в смирении "перед таинством святыни". Не только западники, но и славянофилы всегда оставались поборниками свободы, хотя порой их слишком упрекали в антилиберализме. Антикрепостнический дух многих созданий К.Аксакова очевиден. Одной из задушевных его идей была идея преодоления рабства и утверждения свободы слова. "Сила власти — царю, сила мнения — народу" — вот краткая формула социальных и политических воззрений Аксакова. Свои взгляды он выражал ясно и открыто. Крепость власти он видел именно в народной свободе.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873): в своей “бытовой” жизни поэт не считался с церковными установлениями. Католичество было для него символом Запада с его угрозами, православие – символом России, последним островком консервативного покоя в бушующем море европейских революций. И потому тема восточного славянства естественно заняла в поэтических размышлениях Тютчева особое место. Сразу же следует сказать, что поэт никогда не был славянофилом в том смысле, в каком этот термин употребляется при характеристике мировоззрения братьев Киреевских и Аксаковых, Хомякова и Самарина, хотя у него и было немало близких славянофилам представлений. Более того, Тютчев считал нужным или даже необходимым поддерживать славянофилов и опираться на их деятельность. Но, не будучи славянофилом по основной сути своих воззрений, Тютчев с молодых лет видел во всех славянах (нередко не без глубоких сомнений и колебаний) естественных союзников России. Еще в 1831 году, когда русское славянофильство даже не начинало складываться, он уже размышлял об исторической задаче России. Тютчев видел в единении всех славянских народов одно из условий того общечеловеческого порядка, того миростроя, который представлялся ему грядущим идеалом.
Тютчев не выносил ни малейшего несправедливого суждения о русских. В отрицании «иллюзий», то есть традиционных исторических, божественных, духовно-нравственных начал Тютчев видел причину будущего распада Европейской цивилизации. Настоящая власть — божественна. Но это значит — в понимании Тютчева — следование традиционным духовно-нравственным началам, историческим традициям. Опора России — в православии. Истоком противостояния в Европе Тютчев видит прежде всего в противостоянии Запада и Востока. Противостояние это вселенское, уходящее корнями во времена раскола христианства и Римской империи. Запад боялся усиления России, и особенно — союза Славянских народов и их единства, тогда и численно, и экономически, и духовно славянская Европа будет недосягаема для них.Характерно, что Тютчев видел возможность единства прежде всего не в политических союзах, понимая всю непрочность подобных образований, а прежде всего ему виделся союз славян на основе возрождения исторических, духовно-нравственных связей. Прежде всего в религии православия видел Тютчев истоки будущего единства.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...