Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур



Взаимодействие разнородных, типологически различающихся культур означает, что их носителями являются, с одной стороны, коренные народы С.К. и, с другой, - некоренные, в основном «русскоязычные».

Такое взаимодействие означает: во-первых, культурный контакт, «соприкосновение культур; во-вторых, результаты этого контакта: либо взаимное отторжение взаимодействующих культур; либо частичную или полную интеграцию, взаимное «прорастание» культур друг в друга; либо поглощение одной культуры другой.

Поэтому необходимо проанализировать оппозицию культур, выявить условия и факторы «культурного согласия» («консенсуса») и «культурного несогласия» («конфликта»).

Культурные отличия можно оценить как определенные предпосылки социальной конфликтности. В случае если иная культура насаждается (или воспринимается как насаждаемая), то это может привести и к конфликту. Но, при определенных обстоятельствах контактирующие культуры «открываются друг для друга. Таким образом, при благоприятных обстоятельствах в этом случае может установиться культурный консенсус как основополагающий фактор социальной стабильности и залог развития.

Фактором, способствующим нарастанию конфликтности культур, взаимного неприятия и отчуждения, служит нарушение баланса культур. Оно может проявляться как явное насаждение одних культурных образцов в ущерб другим, а также как резкая (скачкообразная) утрата статуса и авторитета одной (или нескольких) из взаимодействующих культур.

На Северном Кавказе в разные времена культурный баланс также во время колонизации и советизации. Определенное насаждение достаточно далеких от жизни горцев образцов поведения и мышления началось в годы войны горцев с царской Россией (1817-1864). Этот процесс активизировался в годы Советской власти, когда часть кавказцев стала элементом того целого, что было принято называть «советским народом». Однако определенные заслуги Советской власти перед северокавказскими народами следует отметить. Дело в том, что именно на годы социализма приходится «культурная революция» - массовое общее образование и вполне доступное -высшее. На эти же годы выпадает колоссальное расширение возможностей для самореализации личности, которая стала возможной вследствие индустриализации.

3. Традиция и инновация в этнокультурном развитии. Актуализация возрождения национальных культур, тесно связанных с традиционными культурами, сокрыты в истории взаимоотношений Северного Кавказа и России. В ней выделяются два ключевых этапа: 1) колонизация Северного Кавказа (особенно война 1817-1864 гг.); 2) советизация Северного Кавказа. И колонизация, и советизация Кавказа влекли за собой оттеснение традиций на периферию общественной жизни.

Период социализма в целом нанесли традиционной культуре Северного Кавказа наибольший урон, вытеснив ее в основном в бытовые сферы. Нa период социализма приходится и бурное развитие средств массовых коммуникаций, главным языком которых был русский. Распространение на Северном Кавказе «русскоязычного» массового образования, при всех его плюсах, также не всегда учитывало северокавказскую ментальность, а иногда и сознательно противостояло ей. Приток на Северный Кавказ «мигрантов», т.е. жителей центральных, северных и восточных районов России, слабо или вовсе не знакомых с обычаями и традициями народов, проживающих здесь, также нарушал сложившиеся веками устои традиционной жизни. Традиционность на С.К. была сильно потеснена.

Поэтому стремление многих современных кавказцев к «возрождению» традиционной культуры - это реакция на «культурно-идеологический вакуум, когда старые социалистические ценности «отменили», а новые еще не были усвоены. Т.о., характер возрождения трад-ой культуры проявляется не в поисках «первородства» тех или иных традиций, а в придании современному культурному процессу трад-ой окраски Возрождение элементов традиционности выступает как форма развития региональной культуры.

4.Современная литература. Литературно-художественные ценности, созданные представи­телями Юга России, получили не только общероссийское, но и мировое признание (творчество М. Шолохова, Р. Гамзатова, А. Кешокова, Т. Керашева, Д. Кугультинова, К. Кулиева, И. Машбаша, К. Хетагурова, А. Шогенцукова, Р. Ахматовой и др.).

5. Наука и образование. Президент России Дмитрий Медведев поддержал идею создания инновационно-образовательного кластера на Северном Кавказе и заявил о готовности к поддержке такого центра в СКФО.

6.Выдающиеся деятели культуры народов ЮР. Министр образования и науки КБР Сафарби Шхагапсоев добавил, что на модернизацию сферы образования в текущем году из федерального бюджета республика получит более 600 миллионов рублей. А это почти в три раза больше, чем было получено в 2011 годы.

Чеченский гос университет (ЧГУ) победил в Конкурсе поддержки программ стратегического развития гос вузов и получил грант в размере 247 млн. рублей, деньги пойдут на создание вузовской научной инфраструктуры в период с 2012 по 2014 годы, в университете планируется создание Научно-исследовательского института математической физики и сейсмодинамики, технопарка и оснащенной современным оборудованием научно-исследовательской лаборатории.

А в Доме правительства Адыгеи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году по направлению "Поддержка талантливой молодежи" состоялось традиционное чествование талантливой молодежи и награждение лучших школьников денежными премиями РФ и РА.

8. Глава государства Дмитрий Медведев 17 мая подписал распоряжение «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». Среди награжденных - представители ЮФО. «Кубанский казачий хор»-на создание электронного архива и базы данных традиционной культуры казачества, этносов и этнических групп Южного федерального округа. Еще одна награда ждет и директора научной библиотеки Калмыцкого государственного университета города Элисты Надежду Каншаеву на создание интернет-библиотеки Калмыцкого государственного университета для обеспечения доступа к полнотекстовым документам XIX–XX веков по монголоведению. Кроме того, в Элисте на одной из самых старых улиц степной столицы увековечили память известных деятелей культуры. Калмыцкий композитор Петр Чонкушов, танцор Эмба Манджиев, актриса Уляш Наркаева.

Директором Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника Людмилой Караваевой грант будет использован на осуществление проекта «Музеефикация гончарной мастерской столицы Золотой Орды города Сарай (Селитренное городище, XIV век)».
Особо следует отметить уникальность культуры и искусства Северной Осетии. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати, Васо Абаев - патриарх иранистики и лингвистики и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.

На Северном Кавказе будет создана структура, которая займется решением вопросов развития спорта, как профессионального, так и массового. Все предложения этой структуры войдут в программу социального развития Северного Кавказа.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...