Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Логика исторического процесса. Формационный, цивилизационный и культурологический подход к периодизации истории



В противоположность умозрительным рассуждениям Ф.ов прошлого об обществе вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, т.е. общества, находящегося на «определенной ступени исторического развития».

Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социа-листическое общества – вот классическая формационная «лестница» человеческой истории в ее прогрессирующем развитии. Исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон – способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-экономическая формация.

Понятие „О.-э. ф." позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т.д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости; в-третьих, понятие „О.-э. ф позволяет рассмотреть человеческое об-во в каждый период его развития как единый "социальный организм" включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве, и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, он позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы, к-рых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации др. происходит в результате социальной революции.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего категориями «базис» и «надстройка». Базис – это совокупность производ-ственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяя-ющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.

Исследование Общ.-э. формаций дает возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени развития.

Характерны попытки подменить понятие общ.-э. ф. другими понятиями. Так Тойнби выдвинул понятие цивилизации, которых он насчитывал в истории до 21. Цивилизацией часто называют совокупность материальных и духовных достижений общества. Для Тойнби характерно определение цивилизации как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой. Это так же дает возмож-ность изучения общества в строго определенный исторический период, которому свойственен определенный уровень развития материальных и духовных достижений общества.

В рамках культурологического подхода Вебер, а за ним и Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен ограниченный пространственно-временными рамками, основу которой составляет религия. Тойнби указывал так же четко выраженные параметры технологического развития. Тайлор считал, что цивилизация или культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др. особ-ей и привычек, учвоенных человеком как членом общества. Культура явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. Культура общества есть совокупное коллективное достояние. Культура на определенных этапах развития общества претерпевает изменения, эти измененения так же как общ.эк формации позволяют нам отличить один период истории от другого. Эпоха сменяет эпоху, рождаются новые знания, сменяется строй в обществе и в соответствии с этим изменяется и культура, все это находит отражение в ней.

Анализ истории с позиции естественно-исторического процесса представляет историю подсистемой мира, которая имеет свои объективные законы, проявляется в деятельности людей. С позиции формационного подхода – история рассматривается единой, не учитывая частные явления или случайности. С позиции культурно-релятивистского подхода – раскрывается с помощью доминирующего понятия культуры и цивилизации исследуются особенности исторического процесса. История воспринимается как процесс становления роста, развития и гибели самостоятельных культур (цивилизаций). Каждая культура, представляет собой автономное образование, которое включает в себя совокупность способов и форм коллективной жизнедеятельности людей, взятую в единстве материальных соц-правовых и духовных аспектов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...