Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философское осмысление бытия



Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Бытие — то, что существует вне сознания человека Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие - как человеческое бытие.

Ф. (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бы­тию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс „отпо-чкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил.

Cмысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности — объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предше-ствует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи?

Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхождения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого — таков мировоззренческий и методологический принцип материализма.

Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира опреде-ляется духовным началом. Существовали в истории философии и такие философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал — материального и духовного. Их называли дуалистами.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принци-пиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир непозна­ваем? Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем. называются агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира.

Отметим, что, поскольку люди в своей жизни не могут не считаться с фактом объективного существования материального мира, постольку они в своей повседнев­ной практике действуют как материалисты: одни — стихийно, а другие - сознательно, теоретически, философски осмысленно.

Идеализм так же неодинаков в своих формах. Так, объективные идеалисты, начиная от древних и кончая современны ми, признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит разум (Платон, Гегель и др.).

В рамках такой рационалистической обьективно-идеалистической философии действительность мыслится как разумная, а разум трактуется как основа мира. т.е. он существует сам по себе, вне разумных существ. Другая разновидность объективного идеализма — иррационалистическая (Шопенгауэр и др.) принимает за исходный принцип бессознательное неразумное начало — «жизненный порыв», безличную волю и т. п..

С точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Отсюда — основополагающая идея субъективного идеализма: «вещи суть комплексы ощущений» (Беркли, Мах), и существовать, быть — значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и поэтому признание бытия внешнего мира, независимого от сознания, недопустимо.

Если материализм опирается на достижения науки и практики, то идеализм нередко идет бок о бок с религией, являясь ее косвенным, а подчас и прямым обоснованием. Но говоря о связи идеализма с религией, недопустимо отождествлять их: религия опирается на веру и чувства, идеализм же обращается к разуму, стремясь теоретически доказывать свои положения.

В самом процессе познавательной деятельности заложена возможность отрыва мысли от действительности и ухода ее в сферу фантазии, что невольно толкает мыслителя па ложный путь. Известно, что вещи, их свойства даны нам в форме ощущений и что субъективные образы этих вещей осознаются нами как существующие там, где находится их объект. Субъективный идеализм, опираясь на эмпирически данный опыт, дает ему ошибочное теоретическое истолкование. Субъективную форму данности объекта субъекту он трактует как сам объект, т.е сводит вещи к ощущениям, а ощущения - к вещам.

Объективный идеализм, напротив, прежде всего абсолютизирует в качестве надличностного бытия результат человеческого мышления, всей его духовной культуры, приписывая ему абсолютно самостоятельное существование и активно действующую силу. Нельзя не признать, что объективный идеализм верно подметил действительно существенную черту жизни общества: результаты человеческой деятельности (и прежде всего духовной) отчуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием и получая тем самым относительно самостоятельное существование.

Объективный идеализм начинается тогда, когда идея вещи мыслится не как отражение вещи, а как извечно существующая до нее, определяющая ее в ее структуре, свойствах и отношениях и остающаяся в своем пребывании после разрушения этой вещи. Объективный идеализм абсолютизировал не только результаты человеческой деятельности, но и самую творческую активность человека, оторвав ее, однако, от него. Известно, что идея создаваемой человеком вещи предшествует во времени и по сути бытию самой этой вещи, которая является производной от цели, замысла творца, скажем столяра. Потому идея творения становится своего рода призмой, сквозь которую он смотрит на мир. Человеку не так просто отвлечься от этой идеи и мыслить мир как никем не сотворенный и существующий вечно. Поэтому извечное, не сотворенное бытие мира не укладывалось в голове. А отсюда допущение вселенского творца и управителя.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...